Рецензия на фильм «Извержение вкуса» (film Flux Gourmet) (3657)

Отвратительный кулинарный перформанс…

Рассказываем о пока самом странном фильме экспериментального конкурса Encounters на Берлиналле-2022. Режиссёр Питер Стриклэнд, снял мокьюментари о дичайших событиях в авангардной арт-резиденции, где извлекают музыку из продуктов. После успеха «Маленького красного платья» продюсеры пообещали Стриклэнду бюджет в миллион фунтов и возможность снять «все что угодно», но после прочтения сценария «Извержения вкуса» попросили «снять все что угодно, но только не это». В главных ролях - Лео Билл, Ричард Бреммер, Эйса Баттерфилд, Гвендолин Кристи, Ариана Лабед, Фатма Мохамед, Макис Пападимитру. Хронометраж - 01:51. Премьера - 11.02.2022 (Берлинский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: в резиденцию Института звукового кейтеринга приезжает трио, занимающееся кулинарным диджеингом (это когда участники готовят прямо на сцене и записывают трек с использованием произведенных в процессе стуков и шумов). За общую концепцию и перформанс в труппе отвечает Элль (Фатма Мохаммед, актриса с характерной внешностью звезды джалло 70-х), за техническую часть - ее подкованные сотрудники Ламина (Ариана Лабед) и Билли (Эйса Баттерфилд). Резиденция вроде бы обещает гостям карт-бланш: четыре недели не стесненного финансовыми или креативными рамками творческого процесса. Но властная кураторка института (Гвендолин Кристи с черными кругами вокруг глаз, похожая на учительницу-доминатрикс) постоянно лезет с идеями и замечаниями, творческий коллектив распадается на глазах из-за внутренних конфликтов и личных проблем, а вокруг шмыгают мстительные музыканты, которых не взяли в этот творческий рай. Наблюдает за всем этим безвольный журналист-неудачник Стоунс (Макис Пападимитру), которого пригласили быть хроникером многообещающей кулинарной резиденции. По иронии судьбы он страдает от метеоризма и вынужден регулярно посещать хвастливого доктора Глока для проведения ряда медицинских процедур (в программе есть и колоноскопия)…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: британский режиссер Питер Стриклэнд - ретроман, в своих прошлых фильмах препарировавший эстетику и жанровые схемы жанрового кино 1960–70-х, эротического хоррора и джалло. Некоторые были очень удачными; после успеха «Маленького красного платья» продюсеры пообещали Стриклэнду бюджет в миллион фунтов и возможность снять «все что угодно», но после прочтения сценария «Извержения вкуса» попросили «снять все что угодно, но только не это». Их беспокойство можно понять: от подражания тяжелому люксу итало-хорроров 1970-х Стриклэнд двинулся в сторону британских 1980-х, точнее, Питера Гринуэя. Более неуместный сегодня референс сложно представить: кого может заинтересовать барочная обсессивность этих фильмов-каталогов в эпоху, когда каждое второе кино снимается как политический манифест? Элементы глянцевого фуд-порно (к галерее всевозможных фетишей, фигурировавших в фильмах Стриклэнда, вроде мертвых бабочек, добавился совсем странный - омлет), детективный сюжет, который служит скорее рамкой, чем скелетом фильма.

Снято «Извержение вкуса» как эстетское мокьюментари, в котором стриклэндовская страсть к ретронарядам, гротескному макияжу и сумрачным готическим интерьерам контрастно дополняется хай-тек-эстетикой рекламы; кстати, у Стриклэнда есть опыт работы в настоящей музыкальной документалистике - он, в частности, снимал концертный фильм для Бьорк. Но вместо правдоподобных живых людей героями этого лжедока оказываются гротескные маски-типажи (как раз в духе жанрового кино): властная руководительница, помешанная на контроле; богатый мальчик, который недополучил любви и так и не вырос; злобный доктор, нарушающий клятву Гиппократа четырежды за минуту.

Куда больше реализма, кажется, в немыслимых и невероятных перформансах с бурчащим супом и визжащим блендером: у самого Стриклэнда есть ровно такая же гастромузыкальная группа, которую он создал в 1996-м, - Sonic Catering Band. Саунд в фильме проработан очень тщательно и складывается из тех самых треков, созданных из звуков приготовления еды, плюс торжественных оркестральных адажио, утренних криков петуха и кишечных звуков, издаваемых несчастным Стоунсом - в финале оказывается, что у него просто непереносимость глютена. (Дарья Постнова)

РЕЗЮМЕ: предупреждаем зрителей, полюбивших хоррор Стриклэнда «Маленькое красное платье»: в его новом фильме все совсем по-другому (хотя платья в стиле 1950-х присутствуют). Правда в том, что хоррором «Извержение вкуса» покажется только человеку, который не может спокойно смотреть на то, как играют с едой. Но также и в том, что после фильма непереносимость фуд-порно разовьется даже у профессионального гастронома…

подготовил Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *