Рецензия на фильм «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» (film Ingeborg Bachmann — Reise in die Wüste) (4220)

Одна из главных женщин-режиссеров Германии 81-летняя Маргаретe фон Тротта рассказывает о важнейшей поэтессе и писательнице Германии - Ингеборг Бахман в исполнении Вики Крипс, которая после успеха «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона стала лицом европейского кино. Ее свободное владение немецким, французским и итальянским очень ей в этом помогают. В главных ролях - Вики Крипс, Рональд Церфельд, Тобиас Самуэль Реш, Бэзил Айденбенц, Луна Ведлер, Марк Лимпах, Ренато Карпентьери, Катарина Шмаленберг, Никкель Бёзенберг, Филип Леонхард Кельц. Хронометраж - 01:50. Премьера - 19.02.2023 (Берлинский кинофестиваль). Премьера (мир) - 26.10.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Ингеборг Бахман: путешествие в пустыне» развивается в двух временных отрезках: один рассказывает о знакомстве Бахман с писателем и драматургом Максом Фришем и об их мучительном романе, второй происходит в пустыне, которая служит для героини своеобразной реабилитационной клиникой после болезненного разрыва.
Фильм об Ингеборг Бахман - образчик в хорошем смысле старомодного, классического кино: элегантная картинка, слегка ажурный язык, притягивающие взгляд интерьеры и герои в безупречных нарядах. Каждое платье Бахман, прямо как в «Марии Антуанетте» Софии Копполы, врезается в память и отражает ее буржуазную, но при этом бунтарскую натуру, в то время как темные костюмы-тройки Фриша только утяжеляют его и без того сложный характер.
В остальном жизнь писательницы выглядит, как мечта: она порхает из города в город, читает лекции под восторженные аплодисменты публики, купается в мужском внимании и делает что хочет. Фон Тротта идеализирует Бахман, и во многом за это фильм критикуют. Немецкая пресса, для которой героиня болезненно близка, приняла картину прохладно. Для них Бахман в версии фон Тротта слишком «онемечена», слишком поверхностна и вообще даже внешне не похожа на писательницу.
При этом фон Тротта на самом деле следует новому тренду, когда режиссер использует биографию известной личности как повод для высказывания, которое может быть формально вообще никак не связано с прототипом. То же самое сделала, например, австрийка Мари Кройцер в байопике про императрицу Сисcи «Корсаж», в котором также сыграла Вики Крипс. Его сюжет тоже далеко не всегда совпадает с историческими фактами, но кого это волнует, если героиню можно превратить в символ феминистского движения?
В фильме Маргаретe фон Тротта главная героиня Ингеборг Бахман во многом зависит от мужчин - от их восхищения, одобрения, а в случае Фриша зависимость оказывается и творческой, и бытовой. Однако эта трагическая для писательницы связь заставляет ее пересмотреть свои взгляды и подталкивает разобраться в себе. В отношениях с Фришем, по версии фон Тротта, Бахман является безусловной жертвой, которая под влиянием мужчины низводится до роли музы и кухарки. Однако, как это обычно бывает, жизнь оказывается сложнее. Недавно была опубликована переписка Бахман с Фришем, до этого державшаяся в секрете, и она формирует более полную картину токсичного романа, от которого страдали оба.
Для Маргарете фон Тротта эта тема имеет и личное значение - она была замужем за режиссером Фолкером Шлендорфом и, несмотря на продуктивный творческий союз, боролась за свою независимость как самостоятельного режиссера. Устами Бахман фон Тротта говорит о том, что женщина может быть по-настоящему свободна только вне брака. При этом стоит отдать ей должное: несмотря на ее восхищение героиней, она также показывает, что та пользуется людьми не хуже, чем Фриш, и полностью зациклена на себе. (Тамара Ходова)  РЕЗЮМЕ: как и любая биографическая картина, «Ингеборг Бахман» обречена на критику со стороны поклонников писательницы. Однако если смотреть его без предрассудков, эта работа фон Тротта может стать изящной классической картиной вне времени.
СПРАВКА: Ингеборг Бахман (1926 - 1973) - австрийская писательница. Родилась в учительской семье. В 1945-50 годах изучала философию, психологию, филологию и право в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В 1949 году защитила в Вене диссертацию по критическому анализу философии Хайдеггера. Испытала глубокое влияние Витгенштейна и его философии языка. Работала на радио, в начале 1950-х годов стала писать радиопьесы.
Вошла в литературное объединение «Группа 47» (1953), тогда же впервые приехала в Рим, где впоследствии большей частью и жила. В середине 50-х годов читала лекции в университетах Германии и США. Сотрудничала с Хансом Вернером Хенце, написала либретто его балета «Идиот» (1955), оперы «Принц Гомбургский» (1960, по драме Клейста), Хенце сочинил музыку к радиопьесе Бахман «Цикады» (1955).
В 1958-63 годах была близка с Максом Фришем, болезненно пережила разрыв с ним. Обстоятельства их связи вошли в роман Бахман «Малина» (1971), а сама она стала прототипом героини фришевского романа «Назову себя Гантенбайн» (1964). В более поздние годы она страдала алкоголизмом и пристрастием к лекарствам, прописанным ее врачом. Ее друг так описывал ее состояние: «Я был глубоко потрясен размерами ее пристрастия к таблеткам. Их было, должно быть, 100 в день, мусорное ведро было полно пустых коробок. Она выглядела плохо, была восковой и бледной. Однажды на моих глазах сигарета сгорела у нее на руке, а она даже не среагировала - многочисленные таблетки сделали ее тело нечувствительным к боли». Ночью с 25 на 26 сентября 1973 года в римской квартире Бахман произошёл пожар (она заснула, не потушив сигарету). Через три недели писательница умерла в больнице….
подготовил Николай Лежнев



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *