Рецензия на фильм «Иллюзия побега» (film Superposition) (4363)

Семейная психологическая драма пострашнее любых ужасов…

В прокат выходит дебютный фильм датчанки Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» -  психологический хоррор о семейных отношениях, в котором человеческая химия так же интересна, как квантовая физика. В главных ролях - Мария Бах Хансен, Миккель Боэ Фёльсгор, Мило Ольсен. Хронометраж - 01:45. Премьера - 27.01.2023 (Международный кинофестиваль в Роттердаме). Премьера (мир) - 23.03.2023. Цифровой релиз - 23.05.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Стине (Мария Бах Хансен), Тейт (Миккель Боэ Фёльсгор), их сын Немо (Мило Ольсен), а также их собака едут из Копенгагена в шведскую глушь: они собираются прожить там год вдали от людей. Стине наконец допишет роман, а Тейт будет записывать подкасты для радио и отсылать их каждую неделю в Копенгаген - в конвертах, потому что мобильной связи и интернета в этих лесах нет. Лес порос мхом, в озере отражается небо, дом тоже, кажется, состоит из сплошных отражений. Здесь почти рай: электричество работает, пес бегает по окрестностям, Немо с восторгом разглядывает паучков. Конечно, есть и проблемы: Тейт занят только собой, Стине устала и от него, и от сына, который не любит играть сам с собой и все время требует внимания. А на другом берегу озера, как выясняется, живет еще какое-то семейство - хотя Тейту обещали, что в этих краях вообще никого, кроме них, не будет. Но все же Стине и Тейт надеются за этот год забыть все свои обиды друг на друга и вновь найти себя. И находят. Однажды Немо пропадает в лесу, а когда наконец возвращается, кажется, что его подменили: он больше не улыбается. И он уверен, что Стине - не его мама…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: если воспринимать дебют датчанки Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» как хоррор, будет не очень страшно. Тут с самого начала понятно, что ждет героев. Вот они сливаются со своими отражениями, заходя в дом. Вот Тейт и Стине фотографируются, слегка паясничая. Вот семья счастливо смеется, хотя всем известно, что смех в глухом лесу - предвестник кошмара. Вот папа находит ружье. Вот мама говорит сыну: «Никуда не уходи». Как дети, честное слово.  
Разумеется, их соседи - это они сами. Люнгбю почти впрямую цитирует, как ни странно, исследование Фрейда «Жуткое»: Фрейд считал, что жутко становится не от столкновения с чем-то неведомым, а наоборот - с тем, что нам хорошо знакомо. В частности, жуткое - это «когда блуждают в дремучем лесу, скажем, окутанном туманом, и все же, несмотря на все старания найти заметную или знакомую дорогу, возвращаются повторно к одному и тому же, отмеченному определенными признаками месту». Лес в «Иллюзии побега» не выпускает героев, и им надо понять, как вести себя со своими двойниками, чтобы наконец выбраться в цивилизацию.  
Одна Стине кажется хитрее, другая вроде бы слишком наивна; один Тейт слишком самовлюблен, другой немного растерян. Но обе пары несчастливы. И только Немо у них один на две семьи. Две Стине за бутылкой вина быстро находят тему для обсуждения: «Тейт искренне уверен, что чувствует тоньше меня... И у тебя так же?» - «Ты не устала оттого, что должна подстраиваться?». В оригинале фильм называется «Суперпозиция» - фундаментальный принцип квантовой механики, приводящий, в частности, к квантовой запутанности: частицы оказываются зависимыми друг от друга, даже если находятся вне пределов взаимодействия. Одна из иллюстраций принципа квантовой суперпозиции - кот Шрёдингера, который одновременно и жив, и мертв.  
«Иллюзия побега» — поразительный пример одновременно и живого, и мертвого хоррора: если воспринимать «Иллюзию побега» как психологическую драму, становится по-настоящему жутко. Самое страшное - это наши желания. Главное, чего хотят герои - как и любая средняя семья среднего класса, креативная, прилично зарабатывающая, с машиной и собакой, - чтобы все вернулось в норму. Что надо для этого сделать? Обнять кого-нибудь? Наорать на кого-нибудь? Напасть на кого-нибудь? Посадить под замок? Чем заняться, когда оказываешься лицом к лицу с самим собой? Двойничество в «Иллюзии побега» воспринимается не как угроза жизни, как в «Мы» Джордана Пила, где доппельгангеры были «злыми близнецами» героев, а как нарушение условий сделки. Тейту обещали, что ничто не нарушит его покой; он возмущен. Еще возмутительнее, что нарушитель - он сам. «Может, у меня психоз и вы мне все мерещитесь, или это возмездие, и мы в аду»,- безо всякого интереса предполагает Тейт.    
Еще во время съемок фильма продюсер Амали Люнгбю Квист («Заводчица», «Психоз»), рассказывая об основной идее «Иллюзии побега», объясняла, что авторы хотели снять фильм о нынешних временах, о временах индивидуализма: «Самое страшное - на что мы окажемся способны, узнав, что не являемся уникальными». Актеры Мария Бах Хансен и Миккель Боэ Фельсгор (они играли вместе в сериале «Наследие») играют абсолютно разных, но одинаково не уникальных персонажей, превращают это королевство прямых зеркал в ядовитую драму, не доводя своих героев до карикатурности.  


Медленная, серо-зеленая психологическая драма превращается в хоррор не тогда, когда Стине и Тейт встречают своих полных двойников, и не тогда, когда выясняется, что выехать из этого леса невозможно, все равно возвращаешься на то же место, - а в последние минуты. Когда становится понятна глубина отчаяния героини. Каролине Люнгбю рассказывает о тайных (и явных) желаниях современной женщины гораздо больше, чем это дозволено, и триллер - отличный способ эти желания скрыть. Если хочешь спрятать лист, прячь его в лесу. Если хочешь спрятать усталость, и ненависть, и постоянное раздражение на сына, и страх, и желание переспать с кем-нибудь другим, не с этим унылым мужем, - поезжай с унылым мужем в лес. Если хочешь живого котика, не проверяй, жив ли он…(Ксения Рождественская).
подготовил Николай Лежнев 




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *