Рецензия на фильм «Идентичность» (film Passing) (3503)

Дебютная картина Ребекки Холл о принятии себя…

Премьера дебютного фильма Ребекки Холл, известной своей актерской карьерой, прошла на кинофестивале Sundance в январе 2021 года. Уже тогда многие критики отметили тревожную черно-белую ленту с блестящим актерским составом, а теперь, спустя несколько месяцев, «Идентичность» попала на платформу Netflix. Интересно, что победитель фестиваля - «CODA: Ребенок глухих родителей» - был куплен стриминговым сервисом AppleTV. Все это свидетельствует о том, что онлайн-платформы продолжают продвигать картины не хуже кинотеатров, и их роль в наградном сезоне стремительно растет. В главных ролях - Тесса Томпсон, Рут Негга, Андре Холланд, Билл Кэмп, Гбенга Акиннагбе, Антуанетта Кроу-Легаси, Александр Скарсгард, Юстус Дэвис Грэхем, Итан Барретт, Эшли Уэйр Дженкинс. Хронометраж - 01:38. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 30.01.2021 (Sundance Film Festival). Цифровой релиз - 10.11.2021 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Айрин Редфилд (Тесса Томпсон) и Клэр Кендри (Рут Негга) - две темнокожие женщины, давние подруги – сталкиваются в респектабельном отеле на Манхэттене в 1920-е годы. Этот период известен как время запретов, когда иметь не белую кожу может быть рискованно не столько для социального статуса, сколько для личной безопасности. Айрин проживает со своим мужем-доктором Брайном (Андре Холланд) в Гарлеме и проводит вечера в кругу интеллектуалов. И вдруг с удивлением осознает, что ее очаровательная знакомая-блондинка выглядит совсем как белая женщина. Клэр настолько слилась с белым населением, что даже ее муж Джон (Александр Скарсгард), кстати говоря, расист - не подозревает, что женился на цветной американке. После встречи переживающая разрыв со «своими» людьми Клэр хочет восстановить прежний порядок вещей, только вот с таким мужем сто лет назад это было предприятием крайне опасным.
Любопытно, что в оригинале фильм называется «Passing», что не только восходит к глаголу «слиться», но также означает исторический феномен, когда человек воспринимается как член другой расовой группы. Впрочем, на этот раз локализованное название никак не искажает содержание фильма, поскольку «passing» - безусловно, сугубо американский термин, неблизкий нашему зрителю. Забавно что Айрин считает:
«Черному легко притвориться белым, но белому будет трудно притвориться цветным». Сам же сюжет крутится так или иначе вокруг вопроса идентичности: Клэр, не принимавшая свою расовую принадлежность, начинает понемногу возвращаться к своим истокам. 

Ребекка Холл адаптировала роман Неллы Ларсен, значимой фигуры американского модернизма. Начинающая режиссерка, тщательно следуя за оригинальным текстом, делает центральной фигурой непосредственно Айрин, которая заинтригована мотивами своей подруги и испытывает к ней довольно противоречивые чувства - смесь презрения, жалости, тяги и любопытства. Две героини, которые даже на постере фильма изображены противопоставленными друг другу, имеют одно прошлое, но выбрали разные жизненные пути. Вопрос быть собой или притворяться кем-то иным, выбрать правду или ложь, имитировать счастье или быть счастливым – все это стоит ребром в основании сюжета. Если в первоисточнике присутствует явный сексуальный подтекст между Айрин и Клэр, то здесь, в фильме, Ребекка Холл ограничивается долгими взглядами, едва заметными касаниями и многозначительным молчанием. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложных взаимоотношениях двух подруг, создатели картины предпочитают сосредоточиться на социальных знаках, говорящих о человеческой якобы неполноценности. Но привилегии, добытые сменой собственной личности, оказываются ничем перед семейным счастьем, где не надо переживать о внезапном разоблачении. Увидев безмятежную жизнь Айрин и Брайна, Клэр, возможно, сама того не подозревая, начинает мечтать о том же и входить в их мир, создавая трещины в когда-то стабильном браке.

Аура Нью-Йорка 20-х годов передается в первую очередь благодаря оператору Эдуарду Грау («Одинокий мужчина», «Погребенный заживо»). Его камера скользит по размытым крошечным шляпкам, замедляется на одежде персонажей и ускоряется в такт джазовой музыки. Черно-белая картина создает ощущение, что слегка нереальная и размытая история застыла во времени. Подобный фильм заслуживает того, чтобы быть показанным на большом экране, но, честно говоря, именно Netflix способен «впихнуть» его большему количеству людей. Ведь, в конце концов, «Идентичность» - отрада не только для любителей фестивальных работ, но и для тех, кто любит кино за его магический эффект…(Гульназ Давлетшина)

РЕЗЮМЕ: и все же, сражает «Идентичность» не красотой видов Нью-Йорка, и не тем, что Тесса Томпсон или Рут Негга получат совершенно заслуженные актерские награды, а внезапной универсализацией истории. Перед показом на Sundance Ребекка Холл вкратце обмолвилась, что ее фильм затрагивает вопросы, важные для любого из меньшинств: будь то расовые, или сексуальные. И действительно, то, как героини пытаются бороться с диктуемой обществом нормализацией и как претерпевают поражение (парадоксально, от собственных же рук), не сможет не отозваться внутри любого человека, кто был хоть раз притеснен и пытался противостоять большинству и его силе….

 

 

 

подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *