Рецензия на фильм «Двигаясь дальше» (film Moving On) (4256)

Черная комедия с обворожительной Джейн Фонда…

Пол Вайц начинал свою карьеру с «Американского пирога», который ввел слово MILF в английский язык. Но затем режиссер поменял разухабистый стиль на более приличные одноразовые истории о задержке взросления («Мой мальчик», «Экзамен для двоих», «Быть Флинном»). С тех пор единственным по-настоящему неординарным фильмом стала «Бабушка», сценарий которой он написал специально для Лили Томлин. Это был инди-сериал о девочке-подростке, которая обращается к своей бабушке-лесбиянке за помощью в финансировании аборта. Последний проект, что вполне очевидно, стал предлогом для Вайца снова сотрудничать с ней, а Томлин предложила пригласить Джейн Фонду, свою напарницу из популярного сериала «Грейс и Фрэнки». В главных ролях - Джейн Фонда, Лили Томлин, Малкольм Макдауэлл, Катрин Дент, Сара Бёрнс, Ричард Раундтри, Сантина Муха, Эдди Мартинес, Нэнси Де Майо, Кэрол Херман. Хронометраж - 01:25. Премьера - 13.09.2022 (TIFF кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 17.03.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: с одной стороны, в «Двигаясь дальше» Джейн Фонда и Лили Томлин впервые играют вместе в полнометражном фильме. Но с другой стороны, они уже семь сезонов отработали в сериале «Грейс и Фрэнки», и у них такая хорошая комедийная химия, что их первая совместная работа сюрпризом не стала. Картина Пола Вайца поначалу кажется комедией про «сердитых старых баб» в стиле «Старых ворчунов» Уолтера Мэттау и Джека Леммона…
 Клэр (Джейн Фонда) и Эвелин (Лили Томлин) были в колледже соседками по комнате, и вот много лет спустя они встречаются на похоронах подруги. «Я убью тебя!», - угрожает Клэр мужу убитой, Говарду (Малькольм Макдауэлл), как только она переступает порог. А вскоре разрывается настоящая бомба! Пьяная Эвелин во всеуслышание заявляет, что любимая жена Говарда и достойная мать его детей, была ее любовницей. Клэр действительно намеревается убить Говарда - по причинам гораздо более жестким, чем можно было бы предположить в фильме комедиографа Пола Вайца. И следующие 70 с лишним минут тратятся на то, чтобы реализовать этот план и заняться неотложными делами, например, уладить отношения с бывшим мужем Ральфом (Ричард Раундтри), с которым она развелась без объяснения причин много лет назад.    Лили Томлин присутствует в фильме в основном для эмоциональной поддержки героини Джейн Фонды и для придания картине небольшого комедийного уклона. Роль Эвелин (Эвви) сводится к постоянным вопросам к подруге - действительно ли она хочет кого-то убить, и поддержке ее решения, каким бы оно ни было. По сути, то же самое делала героиня Лили Томлин в «Бабушке», без каких-либо моральных эквивалентов между абортом и умышленным убийством. Она играет современную лесбиянку, которая делает то, что хочет, и поддерживает право других делать то же самое. Например, она встречает в коридорах своего дома престарелых мальчика не из местных. А затем поощряет желание этого женоподобного ребенка играть в переодевания, рассказывая ему, какой он красивый (в январе 2001 года Лили Томлин заявила о том, что она лесбиянка и последние 30 лет состоит в отношениях с Джейн Вагнер, американской сценаристкой, режиссёром и продюсером. 31 декабря 2013 года они заключили брак).  
Стать старше не значит сдаться, напоминает Эвелин; это означает найти новый способ посмеяться над чередой жизненных разочарований. Эвелин может закатывать глаза и обзывать Клэр - например, «кукушкой» или «сумасшедшей», - но она была единственным человеком, которому Клэр рассказала о том, что случилось между ней и Говардом. То давнее событие дестабилизировало жизнь Клэр, разрушило ее брак. Фарс с покупкой пистолета и устрашением Говарда не отменяет того факта, что эти двое десятилетиями живут с разными воспоминаниями об одном и том же инциденте. Слово Клэр против слова Говарда…Думаю, ни у кого из зрителей не возникнет проблем с распознаванием правды. Но все же, «Двигаясь дальше» - это не фильм с прицелом на «Оскар» и Джейн Фонда не претендует на то, чтобы превзойти серьезную роль Джоди Фостер в «Отважной». Вопрос лишь в том, что она решит с этим делать. Смех может быть таким же очищением, как и насилие. А оружие, которое окажется в руках у Клэр ничего кроме смеха не вызывает. Конечно, убить из такого оружия сложно и, в отчаянии Клэр подумывает о совершенно экзотических методах возмездия - задушить Говарда подушкой или переехать его на машине. Ее отчаяние начинает выглядеть жалко, и в этом вся суть: речь идет не столько о том, чтобы убить, сколько о признании глубокого, долговременного ущерба, который Говард нанес ее жизни.   

Возможно, к этому моменту большинству зрителей захочется, чтобы процессом съемок руководил кто-то с более мрачным чувством юмора, например Дэнни Де Вито («Сбрось маму с поезда»). К его чести, режиссер Пол Вайц больше внимания уделяет красоте и непреходящей сексуальной привлекательности Джейн Фонды - в свои 85 (!!) она выглядит просто сногсшибательно…


Но все же, когда серьезность проступка Говарда, наконец, раскрывается, его неоспоримая весомость придает фильму элементы  совершенно неуместной черной комедии. Хотя Лили Томлин и Джейн Фонда вполне способны вести своих персонажей в любом направлении, которое от них требуется, «Движение вперед» в конечном итоге ставит актеров (и зрителей тоже), в неловкое тупиковое положение….
Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *