Рецензия на фильм «Черновик» (2062)

По словам писателя Сергея Лукьяненко, он продал права на экранизацию всех своих книг, но продюсеры почти всегда быстро отказываются от сложных и дорогих проектов. Режиссёр Сергей Мокрицкий попытался - и у него получилась путаная и невнятная, но внешне впечатляющая экранизация фантастического романа о путешествиях в параллельные миры. В главных ролях - Никита Волков, Евгений Ткачук, Ольга Боровская, Юлия Пересильд, Северия Янушаускайте, Евгений Цыганов, Елена Яковлева, Ирина Демидкина, Андрей Мерзликин, Андрей Руденский. Хронометраж - 01:56.Мировая премьера - 31.05.2018. Цифровой релиз - 12.09.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: успешный дизайнер видеоигр Кирилл (Никита Волков) внезапно обнаруживает, что исчезает из жизни. Окружающие забывают о его существовании, в его квартире поселяется чужая женщина, он пропадает из всех баз данных, и даже его родители больше не помнят, что у них есть сын. Когда Кирилл доходит до точки, он попадает в странную башню неподалеку от Кремля и узнает, что его прежнюю жизнь уничтожили, чтобы он мог стать «функционалом» – бессмертным и сверхсильным пограничником на рубеже между параллельными мирами. В каждой из этих реальностей есть Москва и Кремль, но где-то они давно заросли джунглями, где-то – принадлежат сохранившейся Российской империи, а где-то – полуразрушены коммунистической антиутопией...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: пик популярности Сергея Лукьяненко уже, кажется, прошел, но знаменитый автор «Ночного Дозора» продолжает сочинять фантастические романы, а отечественные продюсеры к ним присматриваются в надежде повторить успех дилогии Тимура Бекмамбетова. Роман «Черновик» был издан в 2005-м, но руки экранизаторов до него дошли лишь в 2016 году. И вот результат – размашистое, с множеством известных личностей и спецэффектов полотно бывшего оператора-постановщика Сергея Мокрицкого, которого мы знаем как кинорежиссера по «Битве за Севастополь» и некоторым другим картинам.
Надо честно признать, что роман «Черновик» – не самое сильное и мастерски выстроенное творение Лукьяненко. Это в большей степени философское размышление о социальных экспериментах и смысле жизни, чем крепкое жанровое произведение. Но по крайней мере книга внутренне непротиворечива, и она разъясняет читателям все, что им нужно знать о параллельных реальностях, путешествиях между ними, существовании «функционалов» и загадочном мире Аркан. Фильм Мокрицкого иной. Он тратит больше половины из своих двух экранных часов, чтобы ввести Кирилла и публику в курс происходящего, но умудряется так мало и так невнятно рассказать, что ставит в тупик и вдумчивого зрителя, который ищет в сюжете логику, и того, кто просто хочет понять, кому и за что главный герой должен набить морду. Персонажи, которые казались врагами, вдруг оказываются на стороне Кирилла, друзья почему-то становятся противниками, а кто-то прыгает туда-сюда по синусоиде, не растолковывая свое поведение. Мало того, чем ближе картина к финальным титрам, тем теснее в ней становится от развешанных повсюду «чеховских ружей», из которых лишь немногие стреляют.
Если прочесть книгу, то можно разобраться, откуда что взялось. Но недоуменные вопросы останутся, поскольку фильм существенно отличается от романа, и лишь немногие изменения можно назвать улучшениями. Тут как в «Левше» – от добавления подковок с гвоздиками блоха перестала танцевать. Сильнее всего пострадала романтическая линия, о «фейле» которой можно было бы написать отдельную статью. А еще не рассчитывайте, что картина доведет сюжет до конца. Лента заканчивается на полуслове, прозрачно намекая, что ее авторы надеются снять еще одну картину, которая будет основана на романе-сиквеле «Чистовик».
Зато «Черновик» замечательно смотрится. Как уже было сказано, в фильме много эффектов и харизматичных актеров, декораторы и художники реализовали несколько параллельных миров с самыми разными обликами Москвы, а когда Кирилл дерется, то он бегает по стенкам, пользуется телекинезом и рубится с летающими боевыми дроидами, которые выглядят как гигантские матрешки-трансформеры. Тут не заподозришь съемочную группу, что она распилила бюджет. Каждый рубль на экране... (Борис Иванов)
РЕЗЮМЕ: у картины очень четкая политическая идеология. Коммунистический параллельный мир изображен как кошмарный и населенный зомби «гулаг», имперская Россия предстает краем счастья и благоденствия, а в самом продвинутом из миров Москва наполовину застроена китайскими дворцами и пагодами. Можно с такими видением соглашаться или не соглашаться, но приятно, что в этом у Мокрицкого и К полная определенность. Вот бы сценарий в остальном был написан с такой же ясностью… Потому что отличная картинка лишь высвечивает сумбурность и непонятность действия.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *