Рецензия на фильм «Больше чем никогда» (film Plus que jamais) (4167)

Еще одна драматическая роль звезды фильма «Корсет»…

«Больше чем никогда» -  новая работа Эмили Атеф, запомнившейся критикам пронзительным фильмом «3 дня с Роми Шнайдер», повествовавшим о том, как незадолго до смерти Роми Шнайдер решила дать предельно откровенное интервью журналу Stern. Разобравшись с причинами и следствиями душевной болезни, которой безусловно страдала ее великая соотечественница, Атеф взялась за более наглядный сюжет - особенности недуга физического, а именно фиброза легких. В главных ролях - Вики Крипс, Гаспар Ульель, Бьёрн Флоберг, Софи Ланжевен, Валери Бодсон, Жереми Барбье Д’Ивер, Марион Кадо, Ясин Сиф Эль Ислам, Эстель Керкор, Натали Ман. Хронометраж - 02:03. Премьера - 21.05.2022 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 26.11.2022. Цифровой релиз - 09.02.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: главная героиня «Больше чем никогда» Эллен (Вики Крипс - «Корсет», «Время», «Призрачная нить») больна фиброзом легких и мучается от удушья уже в первых сценах. Но главное испытание, конечно же, не боль, а страх. Что конец близок и неотвратим. Что многое не успелось. Что ни одна живая душа из ее окружения не способна понять, каково это - медленно покорно умирать.  Муж Эллен Матье (Гаспар Ульель - нелепо погибший в прошлом году в горах) вроде бы делает все возможное, чтобы облегчить участь возлюбленной. Уходит с работы, устраивает домашние вечеринки, на которых, несмотря на усилия всех присутствующих, постоянно повисают драматические паузы. Ведь жизнь друзей продолжается, кто-то планирует лыжный отдых в уютном шале, кто-то ждет ребенка. И только Эллен лишена будущего, все больше замыкаясь в своем несчастье. Умирающие становятся очень эгоистичны. Их гложет зависть к тем, кто здоров, упитан и беспечен. Они каждую минуту вопрошают небеса - почему я? Почему мне выпала такая судьба? Чем я это заслужил? Разве это справедливо?  
Чтобы не сойти с ума, Эллен начинает искать в сети таких же обреченных. Один из них, по прозвищу Мистер (Бьёрн Флоберг - «Kingsman: Секретная служба»), ведет оригинальный блог, в котором с юмором фиксирует рутину угасания. Без пафоса, без мотивационных речёвок он делится со скромной аудиторией живописными видами из окна и юмористическими селфи. Мистер находится на другом краю Европы, в далекой Норвегии, где пейзажи настолько благородны и возвышенны, что и человеку хочется соответствовать общей строгости атмосферы. Разумеется, между Эллен и Мистером завяжется странная дружба, секрет которой способен разгадать только приговоренный к смерти. Если тьма наступает, если бежать некуда, лучше отправиться туда, где ночи гораздо длиннее дней. В этом смысле Норвегия -  идеальная локация. Да и больше всего пугает неизведанное, а смерть -  наша давняя знакомая.  
Каждый год в программе престижнейших фестивалей появляется похожая на «Больше чем никогда» картина. Сюжет прост, но от того не менее невыносим. Герой получает из рук пресыщенного чужим страданием эскулапа ужасный диагноз. Какое-то время борется, какое-то гневается, затем со смирением умирает. Пару лет назад в том же Канне показывали «После меня» с Бенуа Мажимелем и Катрин Денёв - крайне сентиментальную зарисовку о финальных днях онкологического пациента, перед поблекшим взглядом которого встают сцены из прежней здоровой жизни, как бы печальна она ни была, прошлого не вернешь. Ничего не вернешь. В качестве иллюстрации данной максимы режиссерка Эмманюэль Берко приглашала в больничную палату испускающего дух Мажимеля его сына-подростка, игравшего для папы на гитаре «Yesterday». Предел пошлости? Скорее отчаяние без границ. С необратимостью времени и конечностью жизни никому еще не удавалось справиться или хотя бы выйти достойно из поединка. Никто не Будда, никто не остров, всем однажды станет очень страшно и больно. Чтобы подготовить нас к этому моменту и снимают подобные фильмы. Такая репетиция оркестра на тонущем «Титанике»…(Зинаида Пронченко).

подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *