Рецензия на фильм «BlackBerry» (film BlackBerry) (4203)

Трогательная кинокомедия о взлете и падении предшественника айфона..

На 73-м Берлинском кинофестивале состоялась премьера «BlackBerry» Мэтта Джонсона - истории изобретения предшественника айфона, который канул в Лету. Картина представляет собой адаптацию книги Джеки МакНиш и Шона Силкоффа «Потеря сигнала: нерассказанная история невероятного взлета и впечатляющего падения BlackBerry». И хочется верить что, в отличие от первого смартфона, сам фильм не затеряется. В главных ролях - Джей Барушель, Гленн Хауэртон, Кэри Элвес, Сол Рубинек, Рич Соммер, Мартин Донован, Майкл Айронсайд, Мэтт Джонсон, СунгВон Чо, Мишель Жиру. Хронометраж - 02:02. Премьера - 18.02.2023 (Берлинский кинофестиваль). Премьера - 03.03.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: ради чего люди работают? В конце 90-х группа канадских гиков собралась в тесном офисе над магазином бубликов в городе Уотерлу, где изобрели первый смартфон, обогнавший свое время более-менее на десятилетие. Рассказывать дальше историю телефона BlackBerry (уверены, вы что‑то смутно начинаете припоминать), которым пользовались бизнесмены и президенты, но после прихода айфона резко прекратили, не было бы никакого смысла, ведь взлет и падение стартапа - одна из самых распространенных сюжетных арок современной драматургии. И вы уже смотрели «Выбывшую», «Не сработало» или хотя бы «Социальную сеть» (впрочем, здесь Аарон Соркин падение припас на сиквел). Но есть все меняющее обстоятельство: на вопрос о тайных профессиональных мотивациях персонажей режиссер Мэтт Джонсон отвечает на редкость остроумно и проницательно.
  Катастрофически интровертный изобретатель Майк Лазаридис (Джей Барушель) не гнался за славой или девушкой (женский персонаж в фильме один - налоговая инспекторша, которая портит бесконечную мужскую вечеринку), а просто одержимо хотел сделать качественное изделие, которое никогда не будет жужжать и скрипеть, как китайское барахло (выпад в сторону надписи «мадэ ин чина» от создателей фильма). Его лучший друг и партнер Даг Фрегин (Мэтт Джонсон), кажется, ходил в офис исключительно ради еженедельных киновечеров, которые много лет по традиции устраивал для команды. Наконец, нанятый экзек, бизнес-акула Джим Балсилли (Гленн Хауэртон) не столько интересуется поднятием миллионов, сколько спуском их на утопическую мечту о собственной хоккейной команде и стадионе. До определенного момента видеть людей узниками своих особых интересов смешно, но когда мечта разбивается о реальность, становится невыносимо грустно.  


 Очевидно, что для режиссера это бесконечно личный фильм, что в каждом из героев (не только в том, которого играет сам) он видит себя. Как и экранный изобретатель, Мэтт Джонсон до последнего поддерживает национальный продукт -  в интервью говорит, что никогда не будет снимать фильмы не в Канаде и не станет имитировать американский стиль. Один из красивейших его жестов - кастинг россыпи молодых канадских режиссеров в качестве команды инженеров, окружающих главных героев. Хоккеем, национальным канадским спортом, он тоже явно интересуется - на пресс-конференцию и фотосессию в рамках Берлинале пришел в спортивной форме. Ну о том, что бесконечные киноцитаты, которые выдает его герой по поводу и без (из «Клуба „Завтрак“», «Дюны» и «Уолл-стрит»), -  это прямая речь, уточнять не приходится.    
В чем же состоит «неамериканский стиль», в котором снимает Джонсон? Он начинал в ютубе с культового веб-сериала «Шоу группы „Нирвана“», снимая без бюджета и без разрешения в реальных уличных локациях. Почерк, навеянный ютубовскими скетчами, можно проследить и в его нынешней многомиллионной картине: нарочито абсурдные парики героев напоминают «Эпические рэп-баттлы истории», локации все еще полностью аутентичны (режиссер утверждает, что и здесь приходилось пробираться в офисы без разрешения), а камера трясется и зумирует вообще без остановки. Уморительные гэги режиссер традиционно извлекает из столкновения документальной реальности и абсурдистского вымысла: многомесячный ресерч с привлечением не только нон-фикшн-книги, но и дневников бывших работников BlackBerry тут соседствует с неловкой импровизацией диалогов в духе шоу со стендап-разгонами; те самые злосчастные парики - с античной трагедией, к которой в итоге свелась история величайшего канадского стартапа.
Можно ли продолжать работать ровно так, как хочется, как было в молодости, до бесконечности? Реальность, переплетенная с вымыслом до степени сюрреализма, делает следующий намек на ответ. В фильме есть сцена, где экс-зек агрессивно врывается на традиционный киновечер героя Джонсона (показывают «Чужих среди нас») и сворачивает экран, после чего пару минут кричит, чтобы кто‑то выключил проектор. Во время премьеры фильма в основном конкурсе Берлинале на кульминационной сцене бесцеремонного увольнения Дага-Джонсона в зале произошла медицинская чрезвычайная ситуация и после нескольких минут криков зрителей кино остановили. С мужчиной в итоге все обошлось, зрители фильм досмотрели, но Джонсон после показа вышел на сцену и заявил, что даже если бы премьера сорвалась, это все равно был бы «самый потрясающий опыт его жизни». Это ли не лучшее подтверждение глубочайшей искренности этой его оды лузерству? (Никита Лаврецкий)

подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *