Рецензия на фильм «Ансельм — Бег времени» (film Anselm — The Noise of Time) (4585)

Вим Вендерс представляет великолепный 3D-портрет немецкого художника Ансельма Кифера Режиссер-ветеран потратил два года на документальный фильм, который представляет собой уникально захватывающую и трогательную ретроспективу жизни и творчества Кифера. В ролях - Ансельм Кифер, Дэниел Кифер, Антон Вендерс. Хронометраж - 01:33. Премьера - 17.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 18.10.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: следует признать, что 3D фильмы пока еще не являются цельными произведениями. Они похожи на аттракционы в которых что-то спорадически выскакивает как чертик из табакерки - нога из пасти акулы, как в «Челюстях 3D», или же фаллоимитатор, как в «Чудаках 3D». Немногие режиссеры извлекли выгоду из способности 3D передать ощущение физической глубины; еще меньше ухватились за возможность добавить глубину философскую. Но, слава Богу, у нас есть Вим Вендерс! «Ансельм», первый из двух новых фильмов немецкого ветерана, представленных в официальном отборе Каннского кинофестиваля в этом году, представляет собой впечатляющий 3D-6K-портрет художника Ансельма Кифера, богатый идеями и захватывающим дух техническим исполнением. Хотя творчество Кифера охватывает большие, сложные и неоднозначные темы, фильм «Ансельм» будет интересен не только ценителям, но и широкой публике. Это обусловлено небольшим хронометражом и множеством бесконечно увлекательных образов.
Палитра документальных сюжетов Вима Вендерса - от Социального клуба Буэна-Виста до Пины Бауш и Папы Франциска - всегда предполагала живой и любопытный ум, но это любопытство никогда не было более важным, чем здесь. «Ансельм» представляет собой скорее портрет творчества Кифера, чем стандартное биографическое исследование самого Кифера. Это очень конкретное исследование души отдельного человека, рассказанное посредством его творчества, дополненное сенсационным использованием архива, конвертированного в 3D. Здесь нет утомительных интервью корифеев мира искусства или бывших учителей, утверждающих, что они предвидели гениальность Кифера, и это…радует.   
 Структурно фильм представляет собой серию исследований художественных увлечений Кифера в периоды, проведенные им в разных студиях, но это не навязывается жестко. Время здесь - четвертое измерение, хотя 3D-изображения сразу привлекают ваше внимание, «Ансельм» - это фильм, посвященный, прежде всего, хронологии и памяти. Он движется к повторной встрече с подсолнухами, увиденными в начале фильма, на замерзшем зимнем поле, на этот раз залитыми золотым светом, когда молодой Кифер (Антон Вендерс) неуверенно пробирается сквозь них.  Есть даже что-то от «Космической одиссеи 2001 года» в сценах, где младшее и старшее воплощения Кифера исследуют богато украшенные, но пустые комнаты в финале. Эффект получается очень интимный, как будто мы вторгаемся в чужие воспоминания. Это не портрет художника в молодом, среднем или пожилом возрасте: это каждое отдельное прошлое, которые накладываются друг на друга, иногда в буквальном смысле, поскольку Вендерс блестяще совмещает эти изображения.   

Четкие 3D-кадры в разрешении 6K не просто декоративны или эффектны, но настолько четки и фотореалистичны, что, возможно, зрители смогут ощутить тепло солнца на своей коже или почувствовать свежий аромат полироли для мебели. Но ничто из этого не говорит о том, что фильм сосредоточен на эстетике в ущерб социальному контексту, поскольку Вендерс не боится исследовать сложные темы в прошлом своей страны - в частности, его нестандартные мнения о Холокосте…


Фильмы о творчестве обычно посвящены созиданию, но Вендерс выделяет пространство, чтобы показать - разрушение тоже может быть частью практики художника. Мы видим, как Кифер использует огнеметы, чтобы поджечь и повредить свои материалы, и ощущаем жестокую красоту расплавленного металла, разрушающего поверхности, на которые Ансельм наливает его ковшом. Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *