Рецензия на фильм «Анатомия падения» (film Anatomie d’une chute film Anatomy of a fall) (4389)

Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля…

Фильм  Жюстин Трие можно рассматривать как своего рода перевертыш триллера «Исчезнувшая»: разочарованный писатель умирает по подозрительным причинам, оставляя множество улик, которые указывают на его жену (в фильме Дэвида Финчера, наоборот,  улики на мужа оставляла его жена). Главное же отличие фильма Трие в том, что на главную роль она выбрала Сандру Хюллер, холодность, внешний вид и книги которой могут убедить кого угодно в ее виновности (в отличие от Бена Аффлека в «Исчезнувшей»). В главных ролях - Сандра Хюллер, Сванн Арло, Майло Мачадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет, Саадиа Бентайеб, Камилль Рутерфорд, Анна Ротгер, Софи Фийер. Хронометраж - 02:30. Премьера - 21 мая 2023 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 23.08.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Французские Альпы. В недостроенном шале живут супруги-писатели Сандра (Сандра Хюллер) и Сэмюэл (Сэмюэл Тейс) с их слабовидящим сыном Даниэлем (Майло Мачадо Гранер) и псом Снупом. Она успешна, уже написала несколько романов, дает интервью прямо дома, он же еще не доделал дебютную работу, а большую часть времени ухаживает за ребенком и обустраивает жилище. Однажды Даниэль специально включает на полную громкость музыку, мешая общению жены с журналисткой. Мать отправляет ребенка на прогулку, а по возвращении сын обнаруживает у входа в шале труп отца с пробитой головой…  

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: у Жюстин Трие интересная судьба. Все полнометражные работы режиссерши отобрали в Канны: она начала с самой редкой программы ACID («Возраст паники»), потом шагнула в «Неделю критики» («В постели с Викторией»), а затем попала в основной конкурс («Соблазн»). Все картины Трие отдают пошлостью телемыла в той или иной степени, а наибольший интерес вызывает второй фильм в жанре драмеди. В фильме «В постели с Викторией» показаны будни адвокатессы (Виржини Эфира), ведущей одновременно два дела: она защищает свою честь, запятнанную публикацией автофикшн-романа коллеги, и друга, обвиненного в домашнем насилии. Легковесная комедия полна драматических моментов и завершается жестоким приговором: в суде мужчины готовы слушать даже собаку, но не женщину, чьи слова и чувства будто бы ничего не стоят. В «Анатомии падения» Жюстин Трие разыгрывает те же карты (снова суд с участием женщины и собаки), только теперь ее героиня оказывается на скамье подсудимых.  

Если предыдущие фильмы были полны ненужных подробностей и пошлых оборотов (в «Соблазне» психотерапевтка ради написания книги внедряется в жизнь своей пациентки), то «Анатомия падения» - результат работы над собой. Режиссерша минимизировала количество музыки, отказалась от клише дамских романов и пустословных диалогов: Трие обдумала каждую реплику, выстроила четкую композицию и придумала интересный концепт с минимумом деталей. Так громкий жанр судебной драмы стал тихим и личным, а скандал превратился в интимный разговор о чувствах. Героиня «В постели с Викторией» постоянно куда-то бежит, задыхается в эмоциях, а в «Анатомии падения» Сандра стоит на месте и спокойно говорит. Трие поступила хитро, взяв на главную роль не хрупкую красавицу или роковую блондинку, а женщину с волевым лицом, немку Сандру Хюллер (она же сыграла жену смотрителя Аушвица в «Зоне интересов» Джонатана Глейзера). Необычный каст и минималистичный, лишенный шума сюжет спасают фильм от сравнения с хитом HBO «Лестница» (писателя-криминалиста обвиняют в убийстве супруги) и шедевром Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» (в роли спутницы подозреваемого Марлен Дитрих). 
Трие выбрала тот формат детектива, где публике известно столько же информации, сколько и самим героям. В «Анатомии падения» она развивает историю постепенно, обоснованно использует всего лишь пару флешбэков и не держит зрителя за дурака, как это делают в экранизациях романов про Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, в которых следователи обо всем догадываются первыми. Авторка оставляет интригу до конца, следуя словам адвоката Венсана (Сванн Арло), утверждающего, что в суде нужно не представить правду, а честно рассказать свою теорию происшествия. Во время заседаний Сандра не столько делится ценными фактами, сколько рассказывает о чувствах - для нее они важнее, они и есть та истина, за которую стоит бороться.  
За «Анатомию падения» Жюстин Трие получила «Золотую пальмовую ветвь», обогнав в забеге более опытных и обласканных критиками авторов. Предсказать чью-либо победу на фестивале невозможно, потому что человеческое решение - результат огромного количества факторов. Позднее можно говорить, что сказочник Тим Бертон отдал награду мистику Апичатпонгу Вирасетакуну, а американец Спайк Ли выделил самый дерзкий, как бы американский фильм Жюли Дюкорно. Спекулятивные теории интересно выстраивать, но ценности они не несут, потому что история сама расставит все на свои места. Так, спустя восемь лет победа «Дипана» Жака Одиара кажется ошибкой жюри, а «Кэрол» Тодда Хейнса, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «Сын Саула» Ласло Немеша, «Молодость» Паоло Соррентино не забыты и доказали свою ценность для мировой культуры. Поэтому судьба «Анатомии падения» и других картин определится также через несколько лет, когда придет новое поколение и переосмыслит прошлое. (Дмитрий Елагин).

подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *