Рецензия на фильм «451 градус по Фаренгейту» (Fahrenheit 451) (1938)

На ранних этапах проектом экранизации романа Брэдбери на телеканале HBO заинтересовались Том Круз и Мел Гибсон – первый хотел сыграть главную роль, а второй поставить картину, – но оба позже отказались от своих намерений. В результате фильм снял 43-летний Рамин Бахрани - лауреат двух второстепенных наград Венецианского кинофестиваля. В главных ролях: Майкл Б. Джордан, София Бутелла, Майкл Шеннон, Джейн Моффат, Мартин Донован, Кэнди Александер. Хронометраж - 01:40. Мировая премьера - 12.05.2018.                  Оценка www.kino-nik.ru 5/10

О ЧЕМ КИНО: Америка недалекого будущего. После Второй Гражданской войны, вызванной накопившимися внутри общества разногласиями, новое правительство решило оградить население от лишних разрушительных эмоций и запретило все виды искусства, кроме телевидения, да и на нем остались только новостные каналы. Все бумажные книги, диски и кассеты с фильмами подлежат немедленному уничтожению, их хранение объявлено незаконным, а на передний план борьбы с инакомыслием выходят команды пожарных – только теперь они не борются с огнем, а, наоборот, поливают пламенем библиотеки и книгохранилища. Молодой служащий пожарной команды по имени Гай Монтег (Майкл Б. Джордан) с воодушевлением сжигает книги, но знакомство с юной бунтаркой Клариссой МакЛеллан (София Бутелла) меняет его взгляды – парень начинает понимать, что уничтожает что-то бесценное, и восстает против своего начальника брандмейстера Битти (Майкл Шеннон), одержимого идеей остановить распространение любого свободомыслия...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: некоторые книги, даже очень хорошие и весьма значимые для воспитания подрастающего поколения и формирования хорошего вкуса, считаются «неэкранизируемыми» вовсе не потому, что техника спецэффектов до сих пор не готова показать какие-то удивительные миры, а сценаристы не могут адаптировать увесистые тома в двухчасовую динамичную историю. Нет, дело скорее в том, что часто литературные произведения хороши именно в той форме и органичны в той эпохе, к каким авторы в них обращаются. Нет, разумеется, никто не мешает переносить в наше время сюжет «Анны Карениной» или осовременивать «Трех мушкетеров», вот только получается из этого обычно что-то несуразное, удачи можно пересчитать по пальцам одной руки.
Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – произведение, без преувеличения, гениальное и актуальное на все времена, ведь борьба с инакомыслием, стремление подавить свободу и навязать ограничения идут с человечеством рука об руку с незапамятных времен. Но экранизировать эту книгу – задача не столько трудная, сколько бессмысленная, ведь прямой перенос текста в кадр вряд ли современного зрителя впечатлит, а любая неловкая попытка адаптировать роман для века XXI превращает изящный текст и живую мысль в набор штампов и неуклюжих сюжетных клише. Канал HBO и режиссер Рамин Бахрани посчитали, что со сложностями они справятся, но просчитались – киноверсия 2018 года ужасающе плоха.
Мы даже не станем сравнивать новинку с классикой Франсуа Трюффо, в 1966 году кино еще не так далеко ушло от романа, а потому смотрелось органично и даже по-своему пугало. Сейчас же «451 градус по Фаренгейту» выглядит странным и каким-то нелепым вольным ремейком даже не оригинальной книги, а десятков антиутопий, вышедших на экраны за полсотни лет, – от «Эквилибриума» и «Гаттаки» до «1984» и «Равных». Топтаться на месте с книжной фабулой о горящих книгах сегодня несколько глупо – книги и так постепенно становятся уделом меньшинства, молодежь погружена в смартфоны, а взрослых поглотил телеящик, – а ничего нового Бахрани и его давний партнер сценарист Амир Надери придумать не смогли. Точнее, они придумали какую-то чушь про ДНК птицы, в которой содержание миллионов книг будет переноситься по миру и распространяться, словно вирус, но лучше бы им этого не делать. Но хуже даже не это, а то, что силенок у создателей нового «Фаренгейта» хватило только на половину книги, да и ту они упростили донельзя. Непонятно, по каким причинам сценарий получился таким скомканным, но третий акт картины откровенно слит, а завершается лента банальнейшей сценой противостояния внутри горящего сарая. На этом фоне не хватающий звезд с небес «Эквилибриум» выглядит шедевром духа и разума, образцом логики и искренности, фильмом сильным и правдивым. Бахрани же свою работу провалил.
В какой-то мере ложкой меда в этой бочке недоразумений могут служить актеры, занятые в проекте, но и для них «Фаренгейт» далеко не карьерный пик. Майкл Шэннон набрал такой карьерный ход, что здесь снялся, кажется, не меняя выражения лица после «Формы воды». Майкл Б. Джордан отчаянно старается показать себя разносторонним актером, но пока продемонстрировал только неумение выбирать проекты, а София Бутелла силится показать драму, дабы выйти из ловушки экшен-картин. Все они действуют лишь на половине оборотов и не прикладывают особенных усилий, чтобы сдвинуть корявую конструкцию с места. Она так, покосившись, и застревает, оставляя пустоту и недоумение...(Евгений Ухов)
РЕЗЮМЕ: герои книги, а следом и фильма, те, кто борется с тоталитаризмом, ограничениями свобод и уничтожением произведений искусства, занимались несколько странным, но трогательным делом – не имея возможности хранить книги, они их учили наизусть и передавали из уст в уста. Так вот, если дело дойдет до апокалипсиса и все мы станем заложниками придуманного Брэдбери дегуманизированного общества, то книгу «451 градус по Фаренгейту» обязательно кто-то сохранит в памяти. А вот о фильме Бахрани этого не скажешь – наоборот, его поскорее стоит вычеркнуть из памяти, чтобы освободить место под что-то полезное. Хотя бы под «Гаттаку».
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *