Фильм, за который легендарный Роман Полански получил премию "Сезар" как лучший режиссер Франции, стартовал в мировом прокате 25 мая 2013 года и целый год шел к жителям Украины, которые смогут его увидеть с 15 мая 2014 года. Оценка www.kino-nik.com 8/10
О ЧЕМ КИНО: в старом, занюханном театре, с потрёпанной вывеской и наклейками «Спектакль отменен» вместо обоев, сидит режиссер Тома (Матье Амальрик), непонимающе глядя трагически-лягушачьими глазами на вульгарную полуголую Ванду из "Театра у писсуара" (Эммануэль Сенье), пришедшую к нему на прослушивание. Она ведет себя как герой нашумевшей в YouTube короткометражки "Проклятие" режиссера Жоры Крыжовникова (Андрея Першина): "Вы все равно меня не возьмете, потому что я слишком молодая-старая, толстая-худая, изысканная-вульгарная!" Но, по мере эволюции её образа желание постановщика побыстрее спровадить навязчивую девку вскоре уступит место потребности узнать, кто она такая и откуда так хорошо знает не только роль, но и его самого. Вот тогда-то и начнётся полноценный сеанс иронического психоанализа с элементами садо-мазо от юного душою в свои восемь десятков Романа Полански...
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: иногда экранизации театральных пьес бывают удачными, иногда более чем удачными, а иногда почти гениальными — когда за дело берется такой мастер, как Роман Полански. Разумеется, он получил за этот фильм «Сезар» как лучший режиссер Франции. Абсолютно заслуженная награда!
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на главные роли Роман Полански взял актеров, замечательно исполнивших свои партии - Эмманюэль Сенье и Матье Амальрика. Потенциал Сенье Полански мог оценить в полной мере, как актрисы и как женщины - у них двое общих детей. Нынешний образ, во многом, сродни тому, что Сенье показала в «Девятых вратах» - он загадочен и притягателен. И с годами уходит то, на что в первую очередь обращали внимание ранее - несомненная чувственность 47-летней Эмманюэль, а на передний план выходят ее достоинства, как актрисы (вспомним недавний "Человек который смеется"). Амальрик своего рода альтер-эго самого режиссера, как герой пьесы Северин фон Куземски - альтер-эго режиссера своей же пьесы. Во всяком случае, Полански и Амальрик удивительно похожи. К тому же, у обоих польские корни и крошечный рост ниже метра семидесяти.
Хитрый Роман Полански не боится смеяться ни над собой, ни над зрителем, ни над обществом — и делает это с таким увлечением и задором, что наблюдателю сложно не проникнуться. Конечно, режиссер бережно обращался с литературным первоисточником и оставил многое от львовянина Леопольда Захер-Мазоха, иногда напоминающего ироническим стилем незабвенного Михаила Булгакова. "Это кавказский соболь из Казахстана?" , спрашивает Северин снимая меховую накидку с Ванды фон Дунаефф: "Да - из Казахстана!" И она же заявляет: "Вы режиссер, ваша работа - мучить актеров" и: "Богиню не следует обманывать - вот смысл пьесы!"
Нетрудно догадаться, кого инкарнирует в «Венере в мехах» Полански - подобного ему Матье Амальрика, учитывая наличие у того в партнёршах собственно жены франко-поляка. Передавая шуточный феминистический привет своей «Горькой луне», режиссёр намеренно размывает границы между действительностью зашуганного театрала Тома и миром его разнузданных грёз, воплощаемых дуэтом на сцене. Реальный разговор и обмен сценарными фразами всё более плавно перетекают один в другой, прозорливость таинственной актрисы становится всё более невероятной, пока наконец ошарашенный режиссер не оказывается полностью вывернутым наружу, а аудитория перед экранами — недоумевающей: то ли смеяться и аплодировать, то ли плеваться и крутить пальцем у виска.
Главное достоинство «Венеры» — это глубинный эротизм, возникающий из управляемой химической реакции между лицедеями и той самой многозначительной иронии, которая делает его острее и насыщеннее. По сути картина представляет собой полуторачасовой фривольный анекдот — с изрядной долей абстракции, фантастическими допущениями и фабулой, где есть катарсис, но фактически нет развязки. Однако мало какой анекдот заставляет публику не только хихикать, но и задаваться некоторыми весьма смелыми вопросами относительно собственного бытия. Ведь кто знает, что осталось бы от тихих, примерных семьянинов, если бы в момент уединения их застигло исполнение самых смелых фантазий, на которые только способна неискоренимо животная натура человека?
РЕЗЮМЕ: сдается мне, что картина Романа Поланского "уничтожила" на корню активно рекламируемый фильм "50 оттенков серого" еще до его выхода. Какая там Дакота Джонсон против фантастической Эмманюэль Сенье?!!
Николай Лежнев