Фильм «Конец прекрасной эпохи» Похождения советского журналиста…(1018)

79-летний Станислав Говорухин, автор таких фильмов как "Вертикаль" и "Место встречи изменить нельзя выпускает картину "Конец прекрасной эпохи" по мотивам сборника рассказов "Компромисс" Сергея Довлатова. Российская премьера ленты состоялась 1 октября, на экраны мира фильм вышел 9 октября, релиз DVD состоялся 8 ноября 2015 года. Оценка www.kino-nik.com 6/10

45466566

О ЧЕМ КИНО: молодой ленинградский журналист Андрей Лентулов (Иван Колесников) из-за слишком вольных взглядов ссылается начальством на работу в газету "Советская Эстония" в славном городе Таллине, где ему поручают писать материалы про рекордные надои и приезд генсека в Польшу. Попытка хоть как-то отыскать себя в жизни приводит его в диссидентскую группку единомышленников. Они по утрам стоически просиживают штаны на партсобраниях, а вечерами, оглядываясь по сторонам, смотрят трансляцию о высадке первого человека на Луне. Лентулов отдает рукопись своего романа опальному эстонскому писателю, в чьей квартире спустя короткое время происходит обыск. Угроза увольнения из газеты теперь становится самой незначительной проблемой начинающего писателя...2-7
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сложно ждать успеха от фильма, когда все реплики известны, а вопрос лишь в том, как актеры их произнесут! Вот когда Ильфа и Петрова поставил Гайдай - профессиональный комедиограф (с прекрасным грузинским актером) фильм заиграл новыми красками. А в другой версии даже Андрей Миронов не смог спасти… Но это так, к слову. Те, кто любят Довлатова, даже от простой иллюстрации получат удовольствие. Тем более что фильм хорошо срежиссирован, с очень красивыми актерами. Тем же, чья юность пришлась на 60-е, приятно будет увидеть подборку знакомых и знаковых лиц - Гагарина, Ван Клиберна, даже Никиту Сергеевич, негодующего на выставку в Манеже. Можно будет поностальгировать под вдохновляющий марш на фоне кремлевского циферблата "Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых"… 43344Стилизация советской эпохи мастерски удалась режиссеру. Дело не только в черно-белом изображении, а в изображении тончайших деталей времени - роскошная вступительная нарезка архивных кинокадров, блистательный стоп-кадр в мокрую осень и вывеской "Рюмочная", за которой последовало культурное принятие ста грамм под обязательную закуску - бутерброд со шпротами. Есть такое понятие, как ментальная память, вот она срабатывает даже у тех, кто никогда не жил во времена Хрущева и в эпоху развитого социализма. Отдельно хочется сказать еще пару слов про то, как именно создавалась атмосфера эпохи. Точнее, из каких вроде бы незначительных элементов она строится. Как, вообще, создать на экране 60-е и 70-е годы ХХ века, если у вас нет бюджета, скажем, "Оттепели" Тодоровского? Вот пример. Герои выходят на улицу и идут по тротуару в рюмочную. А мы на них смотрим из запотевшего, грязноватого окна старого троллейбуса, который едет рядом с ними. Дышим запахами салона, сторонимся от пассажиров. Как просто и убедительно! И нет проблемы с рекламными щитами, пластиковыми окнами, спутниковыми тарелками и проч. И не нужна компьютерная графика. Все просто, естественно и очень убедительно: Говорухин взывает к ассоциативному ряду, к нашей памяти, воображению, а они сами делают ту работу, которая не подвластна никакому 3Д-моделированию. Несмотря на кажущуюся тяжеловесность описания, фильм достаточно легкий и непринужденный. Ерофеевская пьющая интеллигенция вдохновенно пишет и красиво отдыхает. 2-5И Андрей Лентулов (Иван Колесников), исполняющий главную роль, органично вписан в этот процесс. И на эту вереницу забавных, смешных и нелепых ситуаций наслаиваются такие же яркие роли Сергея Гармаша (начальник отделения милиции), Бориса Каморзина (редактор "Советской Эстонии"), Федора Добронравова (фотограф), Дмитрия Астрахана. 2-6Молодые кинозрители выйдут из зала с нескрываемым желанием прочитать первоисточник. Им ещё только предстоит попробовать Довлатова на вкус. Это потом они будут сравнивать фильм с книгой. Искать совпадения и несоответствия. И находить. Что Жбанков, Шаблинский, Туронок, Эви и другие персонажи - хороши, но лишены многих замечательных реплик. Что режиссёр перенёс события семидесятых в шестидесятые. Что форма (чёрно-белое кино, Волги, Победы, костюмы, музыка и прочий сигаретный дым) зачастую преобладает над содержанием. Что, при всём трепетном отношении Говорухина к первоисточнику, фильму не хватает вкусных довлатовских фраз, его лаконичного языка и тех сочных, ярких, ставших крылатыми, выражений, которые знает каждый, кто хотя бы раз прочитал всё тот же "Компромисс".2-10 Что главный герой несколько щеголеват, и потому он, действительно, скорее Питер О`Тул, но никак не Омар Шариф. Что ему не хватает печали, сомнений, мятущейся довлатовской души. И что если в начале фильма очевидно, что прекрасная эпоха - это оттепель, то не совсем понятно в чём, собственно, её конец. В обыске у Ульфсака? Так это конец его эпохи, но никак не всех остальных. Ведь почти всё, что написал Довлатов, он писал уже в эпоху застоя. Это публиковаться он начал в перестройку и за границей. И, при этом, не мыслил себя без читателя, оставшегося на Родине. 2-8Что Говорухин добавил фильму немного собственной иронии: фамилия эстонского диссидента — Ульфсак (у Довлатова такого персонажа нет), четырёхсоттысячного таллиннского жителя рекомендовано назвать Лембитом. При этом замечательного советского актёра из Эстонии, прекрасно сыгравшего главврача роддома, зовут Лембит Ульфсак. Как он ухмыляется в кадре!.. Браво, мастер! Это потом, посмотревшие первую приличную экранизацию Довлатова, поймут, что выразить язык такого автора средствами кинематографа чрезвычайно сложно. Почти невозможно. И что Говорухин, взваливший на себя такую ношу и ответственность, не просто смелый, а отчаянный человек! А, значит, этот фильм будут смотреть. Одни - чтобы посмеяться, остальные - чтобы послушать Довлатова в изложении Говорухина.
Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *