Рецензия на фильм «мати!» («мама!» mother!) (1672)

Мнения о фильме режиссёра Даррена Аронофски разошлись кардинально - это часто происходит с творцами, которые снимают не на потребу публики. "Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть....". В главных ролях - Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Брин Глисон, Донал Глисон, Кристен Уиг. Хронометраж - 02:01. Мировая премьера - 05.09.2017. Премьера в Украине - 14.09.2017 (B&H Film Distribution Company). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

1-4

О ЧЕМ КИНО: отношения супружеской пары (Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем) оказываются под угрозой, когда, нарушая безмятежное существование супругов, в их дом заявляются незваные гости.1-3
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: дом, оторванный от остального мира, где любящие супруги проживают в одиночестве, - казалось, очевидные исходные данные для классического хоррора. Муж - поэт, находящийся в поисках нового вдохновения, жена - примерная хозяйка, следящая за порядком. Он открыт для всего света, а она преимущественно заперта в себе, словно что-то гложет её, как, в сущности, всех героев Даррена Аронофски ("Ной", "Чёрный лебедь", "Рестлер", "Реквием по мечте"). На подобных психологических нюансах, не лишённых физиологического аспекта, выстраивает режиссёр свой неторопливый триллер, подводя таким образом к нарастающему напряжённому зрелищу, когда в одно мгновение идиллия супругов нарушается приходом незваных гостей. Последние приносят в дом хаос, который здесь выступает главным хоррор-элементом, и тем самым всячески мешают безмятежному существованию супругов. Но муж не прочь отворить двери пред новыми людьми и идеями, тогда как жена правомерно хочет избавиться от чужаков, что перманентно беспокоят и наносят ущерб дому, который построила она сама. Однако Даррен Аронофски не был бы Аронофски, если бы бытовую драму не превратил в нечто фантасмагорическое, вроде своего же "Фонтана", наделив картину аллегорией, метафорами и аллюзиями, без чего бы "мама!" осталась, пожалуй, среднестатистическим триллером о бытовых страхах, о чём давно снял прекрасное кино Дэвид Линч . 1-5
В ленте Даррена Аронофски встречаются многие характерные для автора приёмы, как мнимое ощущение гармонии, так называемая игра звуков или камера, постоянно следующая за героиней, раскрывая мир её глазами. Обстановка накаляется с возрастанием количества гостей в доме, и одно преступление провоцирует множество другие. Парадоксально и в то же время любопытно, что атеист Аронофски вдохновлялся историей сотворения Богом человека и поставил один из самых религиозных фильмов последних времён, ведь "мама!" - не что иное, как целый библейский парафраз. Под безымянными героями картины проявляются известные прообразы, разыгрывается история мироздания, поданная в антураже мистического и психологического хоррора - в духе "Ребёнка Розмари". И какая, в сущности, разница, что это ребёнок Бога, а не Дьявола? Вокруг всё та же атмосфера ужаса, отчаяния и безысходности, и вся та же мать, переживающая сильное эмоциональное потрясение. Режиссёр заимствует образы Бога, ветхозаветного жестокого и одновременно новозаветного милосердного, а также — Адама и Евы, Каина и Авеля, и, наконец, Христа, смерть которого послужила началом новой эры. Перед нами предстаёт небезгрешный мир с людьми, являющимися непосредственной причиной хаоса, разрушений и смертей; картина отсылает к Всемирному потопу и Апокалипсису, но акцентируется больше на Яблоке Эдема как сердце Земли, - и что последняя выдерживает все испытания, возрождаясь из пепла в новом свете.1-8
Все, о чём "молчал" Мартин Скорсезе и от чего "страдал" Мел Гибсон - Аронофски произносит без всякой рефлексии или драматизации, увлекаясь библейскими мотивами даже пуще Ридли Скотта, но при этом отказывается говорить прямым текстом, в чём и заключается весь сюжетный эффект. Однако, помимо всей этой библейской символики, в ленте поднимается тема творчества и любви - что первое не может существовать без другого, а порой даже забирает всё без остатка. Любовь, в отличие от творчества, не способна быть вечной, - она умирает и жертвует собой - и в этом её предназначение и драма. И в этом состоит творческое бессмертие. Тщеславный Бог нуждается в людях, которые будут прославлять и любить его, а люди нуждаются в Боге, даже если тот будет хранить молчание. Им не отказаться от опиума, как и не избавиться от сомнений и конфликтов, которые будут рождаться вновь и вновь. Исторический цикл неизменен. Хаос переходит всяческие грани, а рай мгновенно преображается в ад, - человеческая жадность и страсть потребления подвигают мир к пропасти. И кто знает, когда в следующий раз просияют из мрака звёзды...(writer19)
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: фильм повествует о парочке, которая живет в большом доме. Мужик (Хавьер Бардем) - писатель, который пытается написать новую книжку, но, как обычно бывает, не может написать ни строчки. 1-61Его жена (Дженнифер Лоуренс) - домохозяйка, пытается как-то вдохновить своего мужчину. А потом приходит гость, которого играет Эд Харрис. Тут и начинается полнейшая неразбериха: муж ведет себя странно, говорит странные слова, делает странные вещи. Гость же вообще начинает творить всякую дичь. Бедная женщина просто не понимает, что же черт возьми происходит. Дальше - больше. Бедная героиня Дженнифер Лоуренс то и дело охает и ахает от происходящего, а жар исходящий от ее пятой точки прямо чувствуется в зале. Потом, после некоторого времени повествования и попытки устроить какую-то завязку, наступает полный кошмар. Завязка не наступает, сюжет не развивается. А есть ли вообще сюжет? В какой-то момент кажется, что все происходящее в фильме - неадекватный, психически неуравновешенный бред. Легко прослеживается момент, когда режиссер употребил какие-то вещества, после которых его сильно понесло. Человек в адекватном состоянии такого не придумает! Можно утверждать, что этот фильм глубоко философичен - если это и так, то все преподнесено в явно больной манере. Чтобы оценить по достоинству этот "шедевр" - нужно быть в сильнейшем угаре, желательно чтобы пена изо рта. Только в этом фильме можно за пару минут показать житейские неловкие ситуации, а потом развить их до целой битвы с участием полиции, армии и с метанием "коктейлей Молотова". 1-91-7
Работа оператора с азиатской внешностью и фамилией почти как у Monatik, просто ужасна. По воле Мэттью Либатика ("Ной", "Черный лебедь", "Финансовый монстр", "Сфера") почти весь фильм приходится смотреть на лицо Дженнифер Лоуренс, причем так близко, что становится не по себе. Лицо актрисы, затем ее затылок, потом пол, потом снова лицо и… снова лицо. Особенно близко показывается ее лицо, когда она кричит, охает и ахает. Видимо это необычная техника, которая не подвластна разуму обычных зрителей. Можно поверить, что известные актеры, сыгравшие у Аронофски - люди прекрасные и талантливые. Но показать свое мастерство в этом фильме просто невозможно. Дженнифер Лоуренс хорошо кричит, это да. Только она одна и играет в этом фильме, все остальные просто поддерживают хаос. Начиная с середины ожидание конца фильма становится нетерпимым. Но никаких мыслей, эмоций и прочего, "развязка" не вызывает. Это фильм ни о чем, снятый людьми под кайфом...(TimurVandal)
РЕЗЮМЕ: истина, как всегда, лежит посередине. Однако настораживают слова известного критика Антона Долина: "Аронофски показал не просто хоррор, а настоящую космогонию с богом, дьяволом, апокалипсисом и Девой Марией. Не верите? Проверьте сами. Но будьте готовы, что и вам может захотеться затопать ногами и засвистеть...."
  подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *