Трудно сказать, насколько серьёзно следует воспринимать фильм Лотфи Натан, в котором Николас Кейдж играет плотника Иосифа, ставшего приёмным отцом Иисуса. Можно было бы ожидать, что это будет ещё одна из его поздних карьерных выходок, вроде роли Дракулы в «Рэнфилде» или самого себя в «Невыносимой тяжести огромного таланта». Не говоря уже об участии в фильме таких персонажей как певица FKA Twigs (экс-подруга Роберта Паттинсона и Шайа ЛаБафа) и Феклы (!) Гаити (!). Но после просмотра «Сына плотника», удивительно серьёзной смеси ужаса, драмы и фэнтези, постепенно начинает доходить, что это на самом деле не шутка. В главных ролях - Николас Кейдж, Ноа Джуп, FKA Twigs, Айла Джонстон, Сухейла Якуб, Пенелопа Маркопулу, Орестис Палиаделис, Елена Топалиду, Манолис Мавроматакис, Фекла Гаити. Хронометраж - 01:55. Премьера (США) - 14.11.2025. Оценка www.kino-nick.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: хотя в Библии нет записей о жизни Иисуса Христа в возрасте от 12 до 30 лет, многие гадали, чем он мог заниматься в это время. Возможно, наиболее занимательной интерпретацией этой идеи стала песня Jesus the Missing Years («Иисус, пропущенные годы»), безумно сюрреалистичный трек с альбома Джона Прайна 1991 года «The Missing Years». Иисус, помимо прочего, женится на ирландке, смотрит «Бунтаря без причины» в свой 13-й день рождения, придумывает Санта-Клауса и выступает на разогреве на концерте, хедлайнером которого является Джордж Джонс. Как и лучшие песни Прайна, она написана с таким остроумием, проницательностью и яркими деталями, что, слушая её, можно закрыть глаза и практически увидеть, как всё разворачивается перед тобой, как в кино, в течение шести минут её звучания. Этот короткий «фильм», кстати, гораздо интереснее всего, что можно найти в «Сыне плотника».

Режиссер Лотфи Натан берет ту же самую основную предпосылку и переделывает ее в утомительный и временами нелепый хоррор/историю взросления, которая вызовет у зрителей скорее пожатие плечами, чем что-либо еще. Следует отметить, что Николас Кейдж здесь не играет Христа, что могло бы ошеломить зрителей всех вероисповеданий и/или убеждений. Кейдж играет плотника Иосифа, который ловит галлюцинации в яслях, пока его жена Мария (FKA Twigs - номинация на «Золотую малину») рожает младенца Иисуса. Избежав встречи с римскими солдатами, которые забирают новорожденных мальчиков и бросают их в костер, они исчезают в темноте. Когда действие фильма разворачивается пятнадцать лет спустя, семья поселяется в египетской деревне на отшибе. Хотя юный Иисус (Ноа Джуп) сталкивается с рядом обычных для своего возраста проблем, от недовольства чрезмерно строгим отцом до подглядывания за голой симпатичной соседкой Лилит (Сухелия Якуб), он также начинает подозревать, что родители что-то скрывают от него. Это подозрение усиливается после его встреч с таинственной девушкой (Айла Джонстон), которая постоянно находится неподалеку.
Когда Иисус начинает обнаруживать у себя необычные способности, Иосиф ещё сильнее давит на него, в то время как Мария относится к сыну с любовью, хотя ни один из них не раскрывает секретов. Однако вскоре с местными жителями начинают происходить всё более ужасающие и необъяснимые события, в конечном итоге настраивая их против семьи. Иисус узнаёт, кто он на самом деле, и, возможно, неудивительно, что он воспринимает эту новость крайне негативно. Это вынуждает его бороться с силами, которые, кажется, хотят ему навредить, и одновременно пытаться понять, какой путь ему выбрать. Это неизбежно приводит к столкновению с таинственной девушкой, которая, возможно, не та подруга, какой кажется на первый взгляд, и которая на самом деле может быть… ну, вы, вероятно, можете догадаться, как её зовут, хотя, возможно, не сможете точно произнести её имя.

Фильм «Сын плотника» берёт известную историю происхождения героя, любимого миллионами людей по всему миру, и переосмысливает её в стиле ужастика. Из-за этого многие уже осудили фильм как кощунственный, хотя даже не посмотрели его. С этим нельзя согласиться, отчасти потому, что это скорее ересь, чем кощунство. И отчасти потому, что это подразумевает наличие у фильма некой силы, которой он просто не обладает. Хотя задумка, несомненно, обладает определенным потенциалом, сценарист и режиссер Лотфи Натан реализовал ее таким образом, что фильм не получился ни особенно пугающим, ни духовно просветляющим. Конфликт между Иисусом и Иосифом изображен достаточно банально, а внутренний конфликт Иисуса лишен сочетания ужаса и постепенного просветления, необходимого для успешной реализации подобной концепции. Что касается элементов ужаса, то постоянно создается впечатление, что режиссер сдерживается, словно боится полностью раскрыться. Тем не менее, хотя это и не такой уж и кровавый боевик, как «Страсти Христовы», крови все же достаточно, чтобы фильм получил рейтинг «R».

Помимо псевдо-дикой основной концепции, главной привлекательностью «Сына плотника» станет то, что Николас Кейдж, пожалуй, впервые, пробует себя в поджанре откровенно религиозного хоррора. За исключением пары граничащих с глупостью реплик и пронзительных речей, его игра в целом незапоминающаяся, как будто он рано понял, что этот проект станет проходным, и просто решил закончить его как можно быстрее. Между тем, FKA Twigs почти ничего не делает, кроме как стоит и обеспокоенно смотрит на окружающий ее хаос, в то время как Ноа Джуп играет роль подростка Христа, словно он беженец из «Очень странных дел» - с обилием подростковых переживаний и реакций на чудеса спецэффектов. Но ни разу вы не почувствуете ни малейшего эмоционального сопереживания его страданиям или его катарсису.

Иногда после просмотра фильма, который просто не удался, можно поразмышлять о том, могли ли другие режиссёры сделать его лучше, или же это была неудачная идея с самого начала. Похоже, если бы Кен Рассел («Воюбленные женщины», «Томми») был жив и продолжал снимать фильмы, он вполне мог бы добиться успеха с этим материалом. Он не боялся проектов, которые предполагали смелые творческие эксперименты, сочетание странных сюжетов, ошеломляющих визуальных эффектов и безудержной энергии, и умело использовал таланты актёров, склонных к чрезмерной театральности. Даже если бы ему в итоге не удалось полностью реализовать эту концепцию, он бы знал, как использовать её более интересным образом, чем это показано здесь. Кроме того, если бы Рассел взялся за создание фильма, который мог быть по-настоящему кощунственным, можно гарантировать, что к концу просмотра над кинозалом разверзлись бы хляби небесные…
Николай Лежнев
