Рецензия на фильм «Дама Пик»: «Она меня подавляет и восхищает…» (1382)

Практически любой фильм Павла Лунгина вызывает интерес и картина  "Дама Пик", основанная на сюжете всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама», не стала исключением. В главных ролях - Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Наталья Коляканова, Алексей Колган, Владимир Симонов, Дмитрий Куличков, Беник Аракелян, Евгений Зеленский. Бюджет фильма - 3,5 млн..$. Мировая премьера - 17.11.2016. Релиз DVD - 16.12.2016. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

45566

О ЧЕМ КИНО: оперная дива Софья Майер (Ксения Раппопорт) после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. 3353Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей (Иван Янковский), и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля...
МНЕНИЕ "ПОЧТИ ЗА": новый мистический триллер Павла Лунгина «Дама пик» — сюрреалистичная трагикомедия об одержимости. Содержащая сюжет в сюжете драма снята по мотивам всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», которая в свою очередь написана по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина. Оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт) после долгих лет эмиграции триумфально возвращается в Россию с намерением поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене театра, где она когда-то дебютировала. Да вот только «прогнило что-то в Датском королевстве». К багажу из собственных восковых фигур роковой красотки добавляются призраки прошлого и демоны настоящего. Несчастная племянница Лиза (Мария Курденевич) в первую минуту встречи с гениальной тёткой заявляет той о своей жгучей ненависти. Выбранный Софией для партии Германа немолодой уже худрук Всеволод Головин (Владимир Симонов) обвиняет её в том, что она превращает оперу в балаган и китч. А ещё объявляется молодой человек Лизы, талантливый певец Андрей (Иван Янковский) с нелепой историей обретения голоса, одержимостью персоной Майер и безумным желанием стать Германом. Да и сама оперная дива далеко не безгрешна. Экстравагантная Майер за своей гениальностью скрывает алчную азартную натуру, беспринципную бестию, плетущую интриги и ломающую людей. «Она меня подавляет и восхищает», — так говорит о ней владелец подпольного казино, то ли брат, то ли друг, то ли бывший любовник певицы, этакий Мефистофель Олег (Игорь Миркурбанов).3545Все герои «Дамы пик» — жертвы чего-то. Лиза никак не может оправиться от трагедии, случившейся с её матерью по вине вероломной Софии Майер. Андрей, ещё в детстве сотворивший себе кумира, будто продал душу прекрасной дьяволице. И теперь, одержимый безумной страстью, он готов поставить на кон свою жизнь. Прогнившая же душа Майер, гениальности и таланту которой рукоплещет весь мир, нуждается лишь в простой человеческой любви. Но в очередной раз попадая в круговорот разрушающих страстей, по привычке губит в своей извращённой манере светлое чувство. Лунгин намеренно представляет героев фильма в фантастических, даже несколько гротескных мизансценах. Зритель будто попадает в Зазеркалье, в искажённый мир некой параллельной реальности, воплощённый в декорациях оперной сцены, подпольного казино и огромного загородного особняка с бассейном. В конце концов грань между явью и выдумкой стирается окончательно, и уже невозможно понять, где правда, а где — игра. Вместе с этим возрастает и накал страстей, увеличивается саспенс, кульминирующий во время премьеры злополучной «Дамы пик».353454 Для Лунгина сценографией представленных в фильме кусочков оперы занималась молодая и талантливая театральная художница Мария Трегубова. Её уникальное видение наполнило постановку этакой лунной эстетикой, которая подчёркивает заданную режиссёром фантастичность происходящего и вытитровывает безумную одержимость главного героя. При этом опера здесь становится живой и интересной вопреки обывательскому представлению об этом виде искусства как о скучном, косном и непонятном. 2344Сюжет «Дамы пик», полный аллюзий к мистической повести Пушкина, оде любви Чайковского, размышлениям о «тварях дрожащих» и «властелинах» Достоевского и венчаемый заповедью «не сотвори себе кумира», вкупе с блистательными актёрскими работами Ксении Раппопорт и Ивана Янковского и сюрреалистичностью визуального ряда создают любопытную неоготическую сказку с интересным и небанальным замыслом, которую нецелесообразно сравнивать с «Чёрным лебедем», как бы кому того ни хотелось...
МНЕНИЕ "ПРОТИВ": уже с первых минут «Дама Пик» дает понять, что Лунгин снял коммерческую халтуру, в которой нет развития характеров, персонажи предстают одномерными и плоскими, деревянная игра большинства актеров заставляет зрителя усомниться в наличии у режиссера художественного вкуса и профессионального чутья. Но главной неудачей картины является ее неумелый монтаж, который сокращает сцены до продолжительности клипа, делает их невразумительными. Отойдя в своих последних трех фильмах («Остров», «Царь», «Дирижер») от фестивальной конъюнктуры, создав своего рода сотериологически-эсхатологическую трилогию о путях спасения человечества в стремительно обесценивающемся мире, в «Даме Пик» Лунгин вновь вернулся к конъюнктуре, на этот раз блокбастерного типа. В рецензиях, посвященных фильму, больше всего удивляет мнение о чрезвычайной собранности картины, хотя монтаж, режущий сцены в лапшу, не оставляет зрителю ничего напоминающего внятную драматургию, наполняя нарратив китчевой символикой, камуфлирующейся под барокко, он затопляет ложной многозначительностью эпизоды, в которых нет не только второго, но и первого дна, а все потому, что режиссер взялся за адаптацию не только «Пиковой дамы» Пушкина, но и оперы Чайковского в жанре фарсового триллера, в котором есть лишь один козырь — Ксения Раппопорт, чья игра наполняет смыслом обрушивающееся драматургическое здание «Дамы Пик». 4545Видимо, главной своей режиссерской задачей Лунгин ставил взаимопроникновение искусства и жизни, моральную беспринципность некоторых художников, которые ради эстетического результата переступают этические нормы. Но поставил он, как и Герман, не на ту карту: одним из основных просчетов картины стала деревянная игра Ивана Янковского, исполняющего роль с одним и тем же выражением лица, гоповатыми интонациями и наглыми глазами, в нем нет ничего от утонченного аристократизма Германа, нищего интеллектуала, мечтающего занять место в обществе. 34343Пушкин писал свою трагическую новеллу о поединке с судьбой, о невозможности ее преодолеть, о мистике совпадений, невозможности стать тем, кем ты не являешься. Чайковский (особенно в ариях Германа и графини) смог расшифровать этот загадочный рассказ как историю предательства, разрушения личности из-за карьерных соображений. Лунгин снял же фарс о том, как искусство вторгается в жизнь и переделывает ее по своим меркам. Надо признать, что единственные сильные сцены в картине — эпизоды премьеры оперы, в которых визуальная и акустическая эффектность заставляет забыть об одномерности фильма, его эксплуатационном характере, паразитизме на Пушкине и Чайковском. Фарсовый характер картине придают наипошлейшие сцены любовного романа между Андреем и Софией Майер и криминальная линия сюжета, превращающая этот и без того многожанровый винегрет в подобие бандитского сериала, лишь драматическая колоритность Раппопорт не позволяет фильму скатиться в низкопробный трэш. 35454Такое ощущение, что Лунгин совершает все возможные ошибки начинающего режиссера создавая многожанровое, междуумочное произведение, используя клиповый монтаж, одномерную актерскую игру, китчевый сценарий, повсеместно подменяя стиль пошлостью, так что вспоминается одна из его бандитских криминальных картин 90-х «Линия жизни», одна из самых провальных его работ за всю карьеру...
kolya-v-shlyape подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *