«Ми не можемо так жити - люди вмирають на нашому газонi…»
Новый фильм канадского сценариста и режиссера Джейсона Бакстона («Черный дрозд») становится еще одним основательным исследованием человеческой одержимости. В какие-то моменты «Точка зіткнення» своей извращенностью напоминает «Автокатастрофу» Дэвида Кроненберга без чрезмерной эротики. Но он превращается в нечто большее благодаря фантастической игре, зачастую недооцененного, актера Бена Фостера. В главных ролях - Бен Фостер, Коби Смолдерс, Гэвин Дреа, Александра Кастильо, Джонатан Уоттон, Марк А. Оуэн, Гита Миллер, Уилльям Косович, Дэн Летт. Хронометраж - 01:50. Премьера - 06.09.2024 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (Украина) - 29.05.2025 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Джош (Бен Фостер), кажется, имеет все: любящую жену Рэйчел (Коби Смолдерс - франшиза «Мстители», «Джек Ричер 2»), очаровательного маленького сына Макса (Уилл Косович), работу, которая хорошо оплачивается, и достаточную финансовую безопасность для него и Рейчел, чтобы наконец купить дом своей мечты. Макс сразу же называет его «особняком». И по сути это так - раскинувшееся модернистское свидетельство хорошей жизни с панорамными окнами, выходящими на сельский участок дороги перед ними. Участок дороги, который резко поворачивает почти под прямым углом, всего в десятках метров от них. В их первую же ночь в доме, когда Джош и Рейчел пытаются заняться инаугурационным сексом, машина вылетает с поворота и попадает в их двор, а колесо пролетает через окно над ними. Водитель, звезда школьного футбола, погибает.

Это может заставить их передумать жить в этом доме с самого начала. Но Рэйчел предлагает сначала просто оставить травмирующие воспоминания позади и двигаться дальше. Джош, однако, не может избавиться от этого. Он неловко поднимает тему аварии на званом ужине и предлагает тост за погибшего водителя. А затем случается еще одна авария. Во второй раз Джош становится еще более одержимым, особенно потому, что в этот раз он чувствовал себя беспомощным, наблюдая, как водитель истекает кровью и умирает, пока парамедики не спешат приезжать. Он начинает ходить на курсы по реанимации и покупает жуткий манекен, чтобы практиковаться. Его работа страдает: Джоша уже обошли на должность вице-президента по продажам, которая досталась менее опытному сотруднику, которого он сам обучил. Каким-то образом, как будто одержимость автокатастрофами, и особенно идеей о том, что он, возможно, герой, который может спасти людей, заполняет пустоту его жизни...


ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм «Точка зіткнення» основан на одноименном рассказе Рассела Вангерски, но вскоре разгоняется во множестве других направлений. Там, где история была вдумчиво сдержанной, фильм стремится к большему с точки зрения масштаба, что делает его немного поверхностным. Это та самая адаптация, которая доказывает, что сдержанность часто идет ей на пользу - лучшие сцены те, когда мы просто остаемся наедине с героем Бена Фостера. У Джоша проявляется одержимость периодической бойней прямо за окном. Спасать водителей? Это обоснование, которое он приводит, когда его спрашивают о его растущей одержимости. Он, кажется, ловит кайф, когда производит самые натуралистичные манипуляции по сердечно-легочной реанимации, которые вы когда-либо видели в кино. Но все это кажется глубоко связанным с его болезненно хрупким эго. В конце концов, не лучше ли было бы поставить больше предупреждающих знаков или просто вернуться в город? Но в этом нет никакой славы и наш храбрый парень Джош воображает себя героем, которого никто другой не понимает. Вскоре автокатастрофы (запечатленные с мрачной прямотой), которых он с нетерпением ждет на протяжении нескольких месяцев, грозят поглотить семейные отношения, которые он, похоже, готов отбросить.

Хотя они сильно отличаются по манере поведения, то, как Бен Фостер играет Джоша, заставляет его чувствовать себя почти зеркальным отражением персонажа из драмы «Любой ценой». Фильм «Точка зіткнення» не так хорош, поскольку актеру приходится брать практически на себя жесткие диалоги и чрезмерно растянутое повествование. У обоих персонажей - некая дикость в глазах, они просто скрывают ее по-разному, гарантируя, что проблески того, что мы видим, перерастут во что-то мрачное и непредсказуемое. Взгляд Джоша кажется кротким, но в то же время и угрожающим, что заставляет вас чувствовать мурашки по коже. Мы не только видим как он отстраняется от большей части окружающего его мира, чтобы удовлетворить какую-то странную мужскую фантазию. Это также способ выразить внутреннюю борьбу, не говоря ни слова.

Можно подумать, что Джош - пассивная пустота. Он позволяет вещам разваливаться вокруг него, прежде чем тщетно пытаться их исправить. Но более ошеломляющие истины, которые проистекают из игры Бена Фостера, показывают, что именно пустота этого человека - его суть. Мы видим неуверенность и страхи Джоша настолько ясно, что удивительно, как он вообще держится. Несмотря на то, как он смотрит сквозь других, сам Джош практически полупрозрачен, и то, как камера задерживается на его долгих взглядах, идеально это фиксирует. Эпизод, когда Джош неохотно идет к психотерапевту, когда его жизнь и брак начинают разваливаться, показывает, как мало его это все заботит.
Если и есть доля предсказуемости в том, как «Точка зіткнення» продолжает нагнетать напряжение из самоуничтожения Джоша, то это потому, что мы просто зависаем, когда игра Бена Фостера снимает слои и без того поверхностного человека, пока он полностью не обнажается перед нами.
Он не Трэвис Бикл из «Таксиста» - о нет, это было бы слишком хаотично. Джош последовательно пресный, скучный, неуверенный в себе человек, которого Фостер превращает во что-то тревожное из-за того, насколько он зауряден. Его бредовый поиск смысла благодаря автокатастрофам, делает итоговый выбор, который он совершает, мрачно неизбежным.
Когда все карты выложены на стол, фильм Джейсона Бакстона не так уверен, как его главный персонаж. Мы наблюдаем, как Джош погружается в свой одинокий дом, и тьма поглощает его в последний раз, прежде чем он вырывается на свободу. И вы понимаете, что он, наконец тот, кем всегда себя ощущал - жестокий эгоист, все еще отчаянно притворяющийся, что он не такой. Для того, чтобы это понять, нужно всего лишь сделать небольшой поворот… 

РЕЗЮМЕ: в фильме «Точка зіткнення» захватывает атмосферное погружение режиссера Джейсона Бакстона в безумие. И то, как решительно он отказывается это объяснять. Есть много разных прочтений, которые вы могли бы применить здесь, но все еще остается всепроникающая романная двусмысленность, которая бросает вызов любой одной интерпретации…
Николай Лежнев
