«Квир - это слово, которое вы слышали прямо перед тем, как вас избили»…
После премьеры на кинофестивале «Сандэнс» стало известно, что фильму Софи Хайд сложно найти дистрибьютора в США. При этом некоторые ссылались на рост анти-ЛГБТК-риторики в стране после второй инаугурации Дональда Трампа как на причину отсутствия интереса со стороны студий. Но и отзывы критиков были в основном прохладными - они хвалили игру Оливии Колман и Джона Литгоу, но посчитали, что «Джимпа» пытается охватить слишком много тем, что приводит к неразберихе. В главных ролях - Оливия Колман, Джон Литгоу, Брин Чепмен Пэриш, Од Мейсон-Хайд, Тильда Кобэм-Херви, Кейт Бокс, Дэниел Хеншолл, Имон Фаррен, Коди Ферн, Дебора Кеннеди, Ганс Кестинг, Зои Лав Смит, Романа Вреде, Жан Янссенс, Фрэнк Сандерс, Канеа Блокланд. Хронометраж - 02:04. Премьера - 23.01.2025 (Sundance film festival). Премьера (мир) - 25.10.2025. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: весьма нетрадиционный семейный портрет Софи Хайд отдает дань уважения ее собственному отцу, который боролся за права геев, но умер прежде, чем трансгендерный ребенок режиссерши смог оценить его новаторскую личность. Премьера фильма «Джимпа» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» всего через несколько дней после того, как Трамп прояснил свою программу «Сделаем Америку снова великой». Фильм о прогрессе, а не о возврате назад - это фильм о прогрессе. Вдохновленная уроками жизни с отцом-активистом-геем (самая яркая роль Джона Литгоу со времен «Мир по Гарпу») и небинарным ребенком (Од Мейсон-Хайд), эта полуавтобиографическая драма захватывает волновые эффекты сексуальной революции в трех поколениях.

С его инклюзивно-ориентированным ансамблем, откровенной и иногда разочаровывающей «проснувшейся» лексикой и ломающей традиции «гендерной идеологией», «Джимпа» ощущается как и любой другой фильм на фестивале «Сандэнс» этого года. Софи Хайд, родом из Австралии, выбирает Оливию Колман на роль своего экранного аналога, Ханны - независимого режиссера, состоящей «в основном» в моногамном браке с обычным мужчиной (Дэниел Хеншолл). Геи, вроде отца Ханны, Джима (Джон Литгоу), могут шутливо называть таких людей «заводчиками», но факт в том, что в этой семье у самого дедушки Джима (или «Джимпы», как он предпочитает, чтобы его называли), - было двое детей до каминг-аута в начале 70-х.
В сложном для понимания прологе, представленном в качестве презентации Фрэнсис (Од Мейсон-Хайд) для студенческого клуба ЛГБТК+, нам рассказывают, что Джим и его жена бросили вызов условностям, оставшись вместе. Это работало некоторое время, пока Джим не решил переехать в Амстердам - разрыв, который Ханну (Оливия Колман) все еще возмущает почти четыре десятилетия спустя. Ее свободолюбивый отец уже не тот после своего первого инсульта, поэтому Ханна, ее муж Гарри и 16-летняя Фрэнсис решили навестить его. Фрэнсис надеется сделать это путешествие в один конец, намереваясь остаться с Джимпой.
Хотя этого было бы достаточно, чтобы выдержать множество драматичных моментов на фестивале Sundance, Ханна, которая представляет проект, подозрительно похожий на тот, что сделала сама Софи Хайд, настаивает, что именно то, что делает ее семью уникальной, - как дружелюбно все справляются с жизненными неурядицами. «Они выбрали доброту вместо конфликта», - объясняет Ханна, хотя в последнем нет недостатка, поскольку она жонглирует ребенком, который неуверенно ищет независимости, и немощным отцом.
Конечно, Ханна и ее сестра Эмили (Кейт Бокс), их разведенные, но цивилизованные родители и непредвзятая Фрэнсис, кажется, чувствуют себя исключительно комфортно в присутствии друг друга, демонстрируя зрелое, тактичное общение, уважающее чувства всех вовлеченных. Но это не значит, что они всегда сходятся во взглядах. Споры не только нормальны, но и необходимы - понятие, которое Джимпа с озорным удовольствием постоянно проверяет.
Художественный, бросающий вызов категориям фильм Софи Хайд порой может показаться немного хаотичным, переполненным ненужными флешбэками. В реальной жизни ребенок режиссерши, Од (которая играет Фрэнсис), не провела с дедом так много времени с Джимпой, как предполагает фильм. Что делает «Джимпу» прекрасным - хотя и странно эгоистичным - шансом исправить это. Хотя Ханна - яростный союзник, оказывающий поддержку, можно только представить, какие разговоры Од могла бы вести с политически ангажированным ВИЧ-инфицированным дедушкой.
В своем фильме Софи Хайд стремится сделать эти упущенные возможности возможными, предоставляя не только Од, но и целому поколению молодых людей понимание трудностей, которые пришлось пережить их старикам. Хайд находит юмор в том, как сверхчувствительные миллениалы принимают такие вещи за должное, а также мягко подшучивает над тем, как медленно поколение ее отца может осмысливать самостоятельно выбранные местоимения и буквы, которые идут после «ЛГБТ» в квир-алфавите. Даже термин «квир» оказывается под вопросом, поскольку друзья Джимпы вспоминают, что это было «слово, которое вы слышали прямо перед тем, как вас избили».
Но фильм, в основном, поддерживает то, как сегодняшняя открытая молодежь переписывает кодексы ухаживания: «Ты не можешь ничего предполагать о ком-либо. Ты должен спросить, чего они хотят», - говорит Джимпа своему (своей) «грандиозной» Фрэнсис, как он называет своего отвергающего гендер потомка. Для любого родителя это слишком много, чтобы за всем следить, и Ханна делает все возможное, узнавая новые слова от своего ребенка, такие как «комперсия», определяемая здесь как «политическая вещь… противоположность ревности». Вообще-то, Ханна и ее муж сами не совсем в курсе дела. Неясный побочный сюжет - который показывает, как Ханна делится моментами близости с любовником-помощником своего отца Ричардом (Имон Фаррен) - предполагает, что им еще многому предстоит научиться у своих разрушающих границы родственников.
Фрэнсис всегда боготворила своего дедушку за его десятилетия общественной деятельности и его свободный выбор жить жизнью, которой он хотел. Его залитый светом дом на канале, с постоянным водоворотом друзей, любовников и квир-детей, кажется утопией ЛГБТК+. Именно на коктейльной вечеринке Джимпы для его приезжей семьи - где гостей развлекал голый по пояс красавчик в кожаной сбруе, поющий Пуччини - Фрэнсис встречает 19-летнюю Изу (Зои Лав Смит). Они начинают встречаться, и Фрэнсис впервые пробует секс на залитой солнцем траве гей-клуба, пока голые мужчины ласкают друг друга в тени деревьев. Это как секс-позитивный Эдем! К ее чести, Ханна даже не впадает в истерику, когда Фрэнсис проявляет интерес к женщине немного старше и значительно более опытной. Вместо того, чтобы сразу пойти к маме после потери девственности, Фрэнсис сначала рассказывает об этом дедушке. Он дает свое одобрение, а также жевательную резинку с ТГК (каннабисом), чтобы отметить это событие.
Оливия Колман, как обычно, превосходна. Ее героиня испытывает сложные и порой противоречивые эмоции, которые вызывает поездка, поскольку Фрэнсис переносит их доверие на мужчину, который не всегда был так заботлив по отношению к Ханне. Но вместо того, чтобы чувствовать зависть, она принимает их связь - демонстрируя комперсию по-своему.
Игра актеров выглядит достоверной по всем направлениям, а Джон Литгоу предстает самым бесстрашным в этом смелом ансамбле, появляясь полностью обнаженным в свои 70 с небольшим. Напоминая сцену с Эммой Томпсон в фильме Софи Хайд 2022 года «Удачи тебе, Лео Гранде», но обработанную с осознанной долей абсурда, принятие Джимпой своего тела сигнализирует о тяжелой борьбе за принятие своей идентичности. Какой смысл в гей-прайде, если человеком руководит стыд?…
РЕЗЮМЕ: фильм Софи Хайд напичкан благими намерениями. Он показывает нам жизненно важную линию любви и поддержки в семьях представителей ЛГБТК+; предрассудки, с которыми сталкиваются гендерно неконформные люди даже в квир-сообществах; и трудности старения для поколения геев, чьи передовые битвы во время пандемии СПИДа не позволили им рассчитывать на то, что они доживут до старости. Но сценарий картины слишком часто кажется составленным из основных пунктов справочника ЛГБТК-медиа. Несмотря на деликатную работу актеров и очевидную опору на личную жизнь режиссера, семья в центре драмы является такими образцами святого либерального принятия, что их трудно воспринимать как реальных людей. Временами они почти кажутся персонажами пародии Saturday Night live. Ханна, Гарри и Фрэнсис - все веганы; Ханна проводит семинары по интимной близости с актерами; 40-летний Гарри такой классный и непринужденный, что все еще катается на скейтборде; Ханна ведет вдумчивые беседы с Фрэнсис о комперсии (погуглите) и полиамории; мать и, повторяю, 16-летний ребенок вместе принимают молочные ванны. Не спрашивайте, о чем это, но фу! Ну что ж, по крайней мере Амстердам выглядит красиво...

